Этот пост больше для собственников бизнеса, причем даже b2b сектора, чем для наемных сотрудников. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Поэтому попробую сделать его максимально полезным. Работники уходят. Да, к сожалению это так. Работники всегда уходят, кого-то увольняете Вы, кто-то увольняется сам. Кто-то увольняется, потому что перерос свою должность и ему нужны новые горизонты. А кто-то уходит крайне нечистоплотно, забирает Ваших клиентов, копирует Ваш бизнес и пытается делать все тоже самое.

Меня всегда радует категория людей которые вырастают из компании. При уходе они благодарят за полученный опыт, понимая как много тут получили и какие теперь перед ними горизонты. Их крайне мало. На моей памяти был один такой сотрудник (Ален, привет ;)). Мы до сих пор очень хорошо общаемся и периодически обращаемся друг к другу за советами.

Само собой что речь пойдет о второй категории. Сотрудниках, которые уводят клиентов, предварительно готовят уход и в дальнейшем работают по такой же схеме. Но как сделать так, чтобы уход был возможен, а вот потери клиентов минимизированы? Я расскажу свой опыт! Его не так много, поэтому если поделитесь своим, я буду рад.

 

как минимизировать потери

Итак:

  • Обязательно подписывайте с работником контракт. Я не буду вдаваться во все юридические подробности, но 2 обязательных пункта озвучу. Первое, если сотрудник уходит раньше оговоренного срока — он обязан выплатить штраф, если он в дальнейшем будет использовать документы Вашей компании — он обязан выплатить штраф. Думаю, что все это можно оформить юридически и несложно доказать!
  • Всегда напоминайте клиенту, что он работает не с конкретным человеком, а с целой компанией! Напоминаем могут быть — грамоты, благодарственные письма, сувенирная продукция, да и просто звонки/встречи руководителей с запросом обратной связи или любым другим предлогом!
  • Все финансовые документы/бухгалтерия должна проходить только через Вас/Вашего бухгалтера, но не через менеджера по продажам, который работает с этим клиентом. Если специалист нечист на руку, он будет стараться договориться об этом с клиентом, поэтому лучше не давать повода!
  • Обязательно ведите CRM! Один из способов сохранить клиентскую базу! Не говорю о том, что ее невозможно скопировать, но согласитесь лучше пусть все контакты клиентов будут у Вас в CRM, чем у менеджера на листочках, которые «случайно» потеряются
  • Соглашение с сотрудником о том что они не могут работать с Вашими клиентами после того как уйдут от Вас. Иначе им грозит крупный штраф. Такая система отлично работает в США, но о ее применение у нас я не слышал. Но вдруг кому то будет полезно.

 

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

В конце статьи хотелось бы Вас немного успокоить. Бизнес — это всегда пробовать что-то новое и быть лидером. Я не думаю, что например, Сергей Брин был бы успешен и известен, если бы копировал например Yahoo. Ничего нового, просто 1й непреложный закон маркетинга от Траута. Поэтому если у Вас есть такие работники (а они есть в любой компании), которые от Вас ушли и просто Вас копируют, можете быть спокойны, многого они не добьются! Главное ,что на будущее Вы теперь предупреждены и знаете что делать, если сотрудники уводят клиентов;)