Как в вашей компании с интернет-маркетингом? Очень надеюсь, что все хорошо. А что на счет digital маркетинг? Уверен, вы задумались. И есть почему. Что это такое и в чем разница? Лично для меня некоторое время назад не было особой разницы между интернет-маркетингом и диджитал-маркетингом. Вроде что-то близкое, похожее. Но я еще никогда так не заблуждался

По косточкам

Очень много тех, кто путает digital-маркетинг с интернет-маркетингом, с е-commerce или же вообще считает, что это обычная автоматизация бизнес-процессов, просто в цифровой форме. Поэтому чтобы не быть невежами, давайте разбираться.

Digital-маркетинг (он же диджитал-маркетинг, он же цифровой-маркетинг) подразумевает не столько привлечение клиентов с помощью Интернет, сколько использование цифровых технологий для привлечения и удержания клиентов.

Уловили, да? Ни слова, что это будет делаться исключительно через интернет. И, в принципе, это правильно. Потому что цифровой маркетинг может использоваться не только в среде интернет, но и в тех же радио, тв и даже мобильных технологиях (то есть по факту в офлайне).

Например, через рекламные цифровые табло на улицах или в приложениях на мобильном телефоне, даже через те же sms или mms. Или помните те самые QR-коды, по которым сходит с ума до сих пор вся Азия, но которые “не зашли” в Россию? Тоже пример цифрового маркетинга только офлайнового.

Легкое доказательство, что они “не зашли”. Вот вам QR-код, перейдя по которому вы получите довольно интересный подарок от нас.

digital-marketing-qr-code

Могу спорить что вы подумали “Ай, нафиг” или начали устанавливать специальное приложение. Как говорится, вот вам и ответ. QR-код у нас не прижился. Кстати недавно долго спорили с одной крупной компанией что им не нужен он на рекламе.

Назад в прошлое

Но идем дальше. То есть если выражаться обобщенно, это методы продвижения товаров или услуг с помощью использования цифровых каналов.

Для справки. Сам термин был придуман относительно недавно (что логично!) в 1980-х годах. Вернее так. Сам подход был придумал в 1985-м году компанией SoftAd Group (ее и считаю прародителем диджитал маркетинга), а сам термин появился на 5 лет позже и с тех пор цифровой маркетинг начал активно развиваться.

К слову, про SoftAd Group. Они дали рекламу во многих известных изданиях со следующим призывом — читателю нужно было вырезать объявление, вложить его в конверт и в ответ получить мультимедийный диск с автомобильным контентом и возможностью записаться на эксклюзивные тест-драйвы в своем городе. Но это так, к слову.

Каналы Digital-маркетинг

Сейчас же давайте поговорим о том, с помощью каких каналов можно продвигать цифровой маркетинг. Скорей всего практически все эти каналы вам знакомы:

  • E-mail-маркетинг;
  • Партнерский маркетинг;
  • Социальные сети;
  • Дисплейная или медийная реклама;
  • Поисковый маркетинг;
  • Видеоигры;
  • Видеореклама;
  • Инфографика.

Но как будет все это выглядеть, если каналы разбить более подробно и понятно. Я бы сказал, назвать их теми словами, которые мы слышим и, конечно, видим ежедневно:

  • Социальные сети;
  • Терминалы самообслуживания;
  • Интерактивные экраны;
  • POS-терминалы;
  • Вебсайты;
  • Игровые консоли;
  • Офлайн магазины;
  • Компьютеры и планшеты;
  • Цифровое телевидение;
  • Мобильные приложения;
  • Смартфоны;
  • Локальные сети;
  • Гаджеты.

Но главная фишка диджитал бизнеса совсем не в том, что он может использоваться в онлайн или в оффлайн. А управляемость и измеримость. Ну правда, довольно же круто, что мы благодаря новейшим технологиям можем не спрогнозировать и посчитать доход от рекламы, но измерить результаты и на основании их изменить и устранить проблемные места.

Примеры реализаций

Обычно, когда я спрашиваю что такое цифровой бизнес, мне отвечают — бизнес с использованием цифровых технологий.

digital-marketing-endd

Это все конечно хорошо, а можно подробней? Ну это…  как бы, вот маркетинг в Интернет.

Поэтому в этой статье не будет подобного вот этого вот, как бы, а будут конкретные примеры (пример про QR-код вы уже прочитали).

Цифровое телевидение

Один из самых ярких представителей диджитал-маркетинга. Если пользуетесь, то заметили как оно сильно, к примеру, изменилось за последний год-два. Разве мы раньше могли предположить, что с телевизора можно будет зайти в интренет, купить себе игру или доступ к фильму, проверить почту или свою страничку в социальной сети? Думаю, дальше будет еще глобальней.

Интерактивные экраны

Мне, например, такие нравятся в KFC. Когда подходишь к ним, тыкаешь, собираешь свой заказ и тут же карточкой оплачиваешь. И не надо стоять в очереди. К слову, они все активней появляются в нашей жизни. В кинотеатрах, торговых центрах и даже вагонах метро.

digital-marketing-interaktivnie-doski

Digital гаджеты

Те самые трендовые фитнес браслеты, которые следят за вашим здоровьем: считают сколько вы прошли, сколько калорий вы съели и даже не сутулитесь ли вы.

digital-marketing-gadgety

Принцип работы очень прост — они собирают информацию и передают ее на другие устройства, например, на ваш смартфон или компьютер.

Digital art

Вот это прям диджитальный диджитал. Когда с помощью компьютера создается какое-то произведение искусства (картина, видео, игра). Да зачем слова, вот вам видео для примера. Классно?

Минусы очевидны

Но как всегда есть и у цифрового маркетинга неприятные моменты, ведь не бывает идеального инструмента. Вообще ничего идеального не существует. К примеру, такие минусы:

  • Нельзя сделать это “по-быстрому”. Нельзя стать успешной digital-компанией за 2-3 недели. У многих уходят на это годы, в лучшем случае, месяцы;
  • Digital-маркетинг нельзя представить из 2-3 инструментов, которые вы настроили и они будут работать. Нет, вам придется попробовать то и это и еще вот это;
  • И самое главное. В digital-маркетинге нельзя сделать так, чтобы все запустилось и больше к этому не притрагиваться. Разовость тут не работает. Придется смотреть, анализировать и править.

Диджитал стратегия

Само собой статья была бы бесполезна, если бы я вам надавал общей теории и отпустил с миром. Но мы так не работаем. Поэтому, если вы давно хотели интегрировать digital в свой маркетинг и бизнес, то вам необходима стратегия. Я приготовил небольшую пошаговую инструкцию что и как:

  1. Скомпонуйте цели вашего бизнеса и цели интеграции digital (то есть зачем все это затевать? Не для развлечения же);
  2. Определите свою целевую аудиторию. Именно ту, для которой вы и затеваете интеграцию вашего бизнеса с digital. В этом вам поможет наша отличная статья как определить целевую аудиторию;
  3. Сформулируйте свое уникальное торговое предложение УТП;
  4. Каналы и инструменты. Вот здесь важно оценить то, что у вас уже есть и используется, и найти те каналы, которые не задействованы;
  5. Подготовьте контент. Даже не так. А контент, и как вы будете его доносить до вашей целевой аудитории;
  6. Расставьте задачи по приоритетности. Тут думаю объяснять не нужно. Расставьте задачи, исполнителей, сроки и, конечно же, определите рекламные бюджеты на запуск такой стратегии;
  7. Подумайте как вы будете оценивать промежуточные результаты (те самые KPI);
  8. Вроде  бы и все. А нет! Тут то как раз и возникает самое главное и самое страшное — анализ. И как следствие из него, корректировка. Да, в этом то и заключается весь диджитал бизнес. Вам нужно постоянно его анализировать, корректировать, устранять проблемные, нерабочие места и работать над улучшением стратегии.

Опять фыркнули?

digital-marketing-stop

Хорошо, давайте распишем на конкретной компании, которую мы сейчас вместе с вами придумаем. Так сказать, создадим идеальную компанию в мире, которой вы, уважаемый коллега, будете управлять в эти счастливые минуты.

Давайте представим, что вы владелец магазина строительных материалов.

  1. Цели.
    Нам нужно с помощью нового обучающего мобильного приложения увеличить продажи строительных материалов.
  2. Целевая аудитория.
    Люди, которые первый раз делают ремонт в своей новой квартире (с нуля).
  3. Уникальное торговое предложение ___________
    Увы, за 5 минут не придумаешь.
  4. Каналы.
    Люди, приходящие на сайт или в магазин, получают рекламные материалы с призывом установить приложение по специальному промо-коду.
  5. Контент.
    Мобильное приложение с готовыми этапами строительства, с готовыми задачами и описанием, которое обязательно нужно учесть клиенту при строительстве квартиры мечты.
  6. Задачи.
    Создать рекламные материалы с призывом, создать основные этапы строительства, написать обучающие статьи (снять видео), разработать мобильное приложение.
  7. Промежуточные результаты (оценка выполнения сроков, объёмов и других выставленных KPI)
  8. Аналитика.
    1. Количество скачиваний приложения
    2. Количество использований приложения

Коротко о главном

Сейчас я скажу крамольную мысль но… Digital маркетинг это конечно круто, за этим будущее, но большинству бизнесов (в особенности малому) просто без надобности. Как минимум, пока. Ближайшие пару-тройку лет. Всё это выкрутасы и фишечки, которые если и изменят ситуацию, то только в рамках 0,0001 процента.

Единственное, что может быть актуальным  в рамках данной темы, это кардинальное изменение своего бизнеса. То, как, например, изменилось антенное телевидение на интернет-телевидение. Всё остальное, повторюсь, фишки, не больше. Итог басни: сила не в красивых интерактивных иконках на сайте. Сила в правильной подаче.

P.S. Помните, я рассказывал вам, что QR-коды в России “не зашли”? Вспомнил одну достаточно интересную историю. 3 собственника очень известного фитнес-клуба (такого желтого, с американскими корнями) поспорили нужно ли использовать в рекламе QR-коды или нет. Решение родилось довольно быстро.

Внутри клуба повесили новую рекламу на которой был QR-код со следующим зашифрованным посланием: “Тот кто расшифрует это код может обменять его на ресепшене на 5 тысяч рублей”. Срок испытания 2 недели. При проходимости клуба более, чем 300 человек в день мимо этого баннера, как вы думаете, сколько человек стало обладателем новенькой хрустящей пятитысячной купюры?

Один! Один человек за 2 недели пришел уточнить не шутка ли это. В результате он получил 5 тысяч рублей, а собственники уверенность, что QR-коды в рекламе использовать не надо. Правда, это было больше года назад, может что изменилось. Но я не уверен.