Танковый биатлон. Само словосочетание меня поразило. Еще больше я был шокирован, когда увидел что это такое. Но то, что меня искренне добило и положило на обе лопатки — это его истинная цель. Это не продажа билетов и заработок на них. Это не поднятие рейтинга телеканала и привлечение новой аудитории. Это… перфоманс маркетинг. Но сначала небольшое видео, чтобы вы понимали о чем я говорю.

Крутой перфоманс маркетинг?!

Истинная цель данной задумки, вернее даже двух, — реклама российской военной техники. Ее возможностей, ее выгод и преимуществ. Такая реклама, чтобы другие государства, смотря эту передачу, возжелали приобрести эту технику. То есть продажа — это и есть первая цель. Довольно простая.

Вторая чуть сложнее — реклама способностей наших офицеров (вы же не думаете, что в танках сидят простые солдаты!?), для того, чтобы продвинуть наше военное образование. Грубо говоря, купил ты танк, надо же сразу и людей научить своих управлять им.

А реализована вся эта рекламная задумка вот таким крутым и нестандартным образом. Именно о таком виде маркетинга я и расскажу в этой статье.

Мы об одном говорим

Сначала небольшое отступление. Если вы начали читать эту статью и при этом не понимаете почему перфоманс маркетинг я ассоциирую совсем не с понятием из интернет или диджитал маркетинга, то скажу, что это возникло из-за неправильной трактовки того, что ищут в России.

Вам нужно “performance-based маркетинг” или “performance-based advertising” или “реклама с измеримым результатом”, но это уже из совсем другой оперы. Про этот термин и этот подход статья будет дописана в ближайшие пару дней. В ней я подробно расскажу в чем разница и почему так произошло. А сейчас идем дальше.

Итак, что же такое перфоманс маркетинг? Для начала давайте разберем что такое вообще перфоманс. Слово приходит от английского слова performance (исполнение, выступление) и обозначает — форма современного искусства, в которой произведения составляют художники или другие люди в определённом месте и в определённое время.

Если уж совсем кратким и понятным языком, перфоманс — это процесс, когда потребитель смотрит как создается “нечто”.

Вроде бы все хорошо, все понятно, но каким боком это относится к маркетингу и продвижению товаров или услуг? Помните телемагазины или магазины на диване? Те самые, когда вам предлагают купить “что-то ненужное, но очень нужное”. Да зачем слова, вот отличный пример:

Простите, не удержался 😉 

Но принцип, думаю, вам понятен и известен. В красивой обстановке вам рекламируют товары, причем в действии, которые могут решить ваши проблемы (и не важно, что проблемы “высосаны из пальца”). Вот это и есть перфоманс-маркетинг. Вернее одна из его разновидностей.

Адаптация под реальный бизнес

Помните крылатую фразу “panem et circenses”? В переводе с латыни она означает “хлеба и зрелищ”, ну, или если перевести на современный русский, “жрачки и ржачки”. Если вы не в курсе, именно этот подход помогал римлянам долгое время оставаться главенствующим государством в мире (на тот момент, еще до н. э.). 

Пример 1

То есть вам тоже можно добавлять немного перфоманса в свой бизнес для увеличения продаж. Такой подход часто используется при продаже дорогих товаров в сегменте лакшери. К примеру, покупатель автомобиля Ламборгини или той же Tesla, может приехать на завод, где ему в деталях покажут как собирается его будущая машина.

Естественно, обход будет сопровождаться налитым ему в стакан виски Macallan. А саму экскурсию будет проводит менеджер с ногами от ушей. В крайне короткой юбке. Я бы назвал шоу синонимом перфоманса, в котором главный актёр — клиент.

Пример 2

Сам я лично был в Испании в дорогом магазине часов, где основной фишкой было то, что покупатель мог поторговаться с продавцом как на рынке (само собой, скидки были заложены в стоимость). В чем же тогда перфоманс? Когда продавцу нужно было убедить клиента в подлинности часов, он делал две вещи:

  1. Если они водонепроницаемые, внезапно бросал их в огромный аквариум в центре магазина;
  2. Если они противоударные, он их довольно сильно швырял на пол прямо под ноги клиента.

Само собой покупатели гораздо охотней покупали такие часы, “оттестированные” прямо при них. Правда, только русские просили новый образец, якобы, новый. Не хитрецы ли мы?!

Пример 3 

Уверен, вы уже слышали эту историю, но тем не менее она очень показательна и очень мне нравится.

Представьте себе автосалон, в котором продают машины. Приходит клиент и менеджер по продажам показывает ему автомобиль. Вроде бы клиент готов купить, но что-то мнется. Вот тут то и начинается перфоманс.

— Если вы купите данный автомобиль, то я дам вам скидку в размере 100$ и достает из кармана деньги. Часть клиентов соглашается.

Остальным:

— Если вы не купите этот автомобиль, то я порву 100$! Часть клиентов соглашается, чтобы не видеть этого.

Самым стойким:

— Если вы не купите этот автомобиль, то я порву 100$! И менеджер импульсивно рвет купюру. 

 

В итоге, после такого перформанса только малая часть клиентов не возвращается в этот автосалон за покупкой.

Кстати, порванная купюра аккуратно передается бухгалтеру, который ее склеивает и меняет на новую.

Отсюда вывод: подумайте какой элемент перфоманса вы можете добавить в своей компании для увеличения продаж.

Вот пара примеров, которые пришли мне в голову в процессе написания статьи:

  1. В дверных компаниях (желательно ударопрочные или взломостойкие), можно давать своим клиентам болгарку или кувалду, чтобы они сами могли ее проверить;
  2. Магазины сантехники могут предлагать клиентам лечь прямо в ванную, либо разрешать им попрыгать в ней;
  3. Кафе могут выносить еду в огне, что часто делают в китайских ресторанах;
  4. Магазины одежды могут одевать выбор клиента на моделей в магазине, чтобы продемонстрировать как она смотрится со стороны;
  5. Строительные материалы могут давать возможность своим клиентам попробовать самостоятельно наклеить обои, чтобы показать, что они легко клеятся;
  6. Натяжные потолки могут давать ведро с водой (большое), чтобы те налили его в натянутый потолок и убедились, что всё с ним нормально.

Самое приятное, что подобные акции не только способствуют увеличению конверсии из лидов в покупателей, но и способствуют развитию сарафанного радио. Ведь ничто так не привлекает людей как зрелища.

Чуть не упустил из виду. Если у вас есть желание сделать какой то перфоманс, но вы не хотите этим заниматься, можно обратиться в перфоманс агентства (их еще называют event-агентствами). Главное, как я уже писал в самом начале, не перепутайте их с агентствами, специализирующимся на performance-based маркетинге.

Коротко о главном

Как говорится, люди легче расстаются с деньгами, если улыбаются. Я думаю, если они будут восхищены, с деньгами они расстанутся еще легче. Поэтому, если вы будете выделяться среди конкурентов не ценами, а сервисом или атрибутикой, начнете использовать перфоманс маркетинг, то это тоже может стать вашим конкурентным преимуществом. 

Ну, и в заключение, я нашел подборку самых смешных моментов из съемок теле-магазинов: