Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера

Содержание
SMART - это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.

И чтобы Вам было понятнее, я сразу перейду к примерам постановки целей по модели SMART. Они в таблице.

Неправильно Правильно (цель по SMART)
Открыть новый магазин Открыть новый магазин по адресу: Красногвардейский бульвар, к августу 2020 г. не превышая бюджет в 1 млн. руб.
Написать книгу Выпустить книгу на тему "Миграция Хомячков" объёмом не меньше 300 страниц, к августу 2020 г.
Увеличить продажи Увеличить годовой объём продаж на 10 % к декабрю 2019 г. за счёт увеличения среднего чека
Увеличить конверсию лидов Поднять конверсию (обработку) лидов до 15%, с помощью повышения профессионализма продажников
Увеличить количество сделок За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров на 20% от новых клиентов через внедрение CRM-системы

Цель - это понимание конечного результата Ваших действий. В теории, чем подробнее Вы представляете этот результат, тем лучше и легче сможете достичь цель. Как раз в этом и помогает SMART технология.

SMART критерии

Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровывается ниже) ставит каждой букве одно из требований оценки цели. Далее подробнее о SMART критериях.

Критерий 1. S - Specific

В переводе: Конкретность и ясность

Цель по системе SMART должна быть ясной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.

Вопросы: что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Наша ли это цель?

Пример: "Увеличить количество продаж", "Выйти на новый рынок", "Реанимировать клиентскую базу".

Критерий 2. M - Measurable

В переводе: Измеримость

Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.

Вопросы: Какие результаты покажут завершение цели? Сколько и чего мы хотим приобрести? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?

Пример: “250 миллионов рублей”, “5 семинаров в месяц”, "15% конверсии".

Критерий 3. А - Achievable

В переводе: Достижимость

Заявленные в подходе SMART цели должны быть одновременно и достижимы, и амбициозны. Даже несколько на грани возможностей. И не забывайте про имеющиеся ресурсы, а то их может попросту не хватить на Ваши амбиции...

Вопросы: Сможем ли мы достичь эту цель по SMART? Не слишком ли она сложная или лёгкая? Что может помешать, а что помочь?

Пример: “Наши конкуренты имеют 15% доли рынка, мы, обладая лучшими ресурсами, можем занять все 20%”.

Критерий 4. R - Relevant

В переводе: Согласованность, важность

Цель должна быть согласована с основными целями компании и планами. Действия цели по методу SMART должны помогать выполнению главной миссии предприятия. Важна также согласованность по ресурсам и сотрудникам.

Вопросы: Для чего нам нужен этот результат? Мы это делаем для того, чтобы что? Соответствует ли эта цель стратегическим целям и миссии компании? Не противоречит ли эта цель другим задачам?

Пример: ”Именно отдел сопровождения договоров способен помочь исследовать клиентов, чтобы повысить вторичные обращения в отдел продаж”.

Критерий 5. T - Time bound

В переводе: Определённость по срокам

Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько мы близки к запланированному.

Вопросы: Сколько времени нам нужно для того, чтобы прийти к успеху? Когда должен быть получен запланированный результат?

Пример: “К 31 декабря 2019 года”, “к дате экзамена”, “за 4 месяца”, "за 1 год".

Примеры

Теперь, когда Вы уже знаете, что такое SMART по буквам, разберём подробнее правильно структурированные цели по принципу СМАРТ и составим анализ на каждую букву.

Интересно. Получить максимум прибыли от рекламы проще с Roistat. Сервис поможет привлечь больше трафика, увеличить конверсию и повысить лояльность клиентов. Кликайте и тестируйте -> Roistat (Промокод "INSCALE1120" + 7500 руб на баланс)

Пример 1.

SMART формулировка для бизнес-тренера: "Записать два вебинара на тему “Постановка целей по системе SMART” до 31 марта 2019 г. для привлечения новых клиентов."

Проверяем:

  1. S (конкретность) - цель адекватная для бизнес-тренера;
  2. М (измеримость) - два вебинара в две недели;
  3. А (достижимость) - цель достижимая, есть наработки и аудитория;
  4. R (важность) - для привлечения новых клиентов;
  5. Т (срок) - это будет до конца марта.

Пример 2.

Техника постановки SMART для руководства отдела: "Внедрить CRM-систему "Мегаплан" в отдел продаж к 20 апреля 2020 г. для автоматизации процессов и контроля." Кстати, из всего многообразия CRM-систем мы рекомендуем выбрать Мегаплан или retailCRM.

Проверяем:

  1. S (specific) - CRM система определена;
  2. М (measurable) - сотрудники вносят клиентов и план в CRM;
  3. А (achievable) - в феврале обучение, в марте перенос данных, в апреле аттестация персонала;
  4. R (relevant) - для автоматизации, аналитики и контроля;
  5. Т (time bound) - срок установлен.

Пример 3.

Технология SMART для отдела продаж: "За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж."

Проверяем:

  1. S (конкретность) - работа проводится с отделом продаж;
  2. М (измеримость) - 20 % от общего числа новых клиентов;
  3. А (достижимость) - скрипты готовы, осталось обучить сотрудников;
  4. R (важность) - увеличения прибыли компании;
  5. Т (срок) - точно установлен.
Так интересно!

Пример 4.

Глобальная цель предприятия по продаже чая в формате SMART: "По истечении 5 лет занимать 40% доли рынка г. Новосибирск по продаже чая."

Проверяем:

  1. S (specific) - увеличение доли рынка до конкретной цифры;
  2. М (measurable) - известна доля рынка текущая, известна цель;
  3. А (achievable) - ресурсы есть, компания развивается, открываются новые филиалы;
  4. R (relevant) - реализация миссии предприятия;
  5. Т (time bound) - срок пять лет.
Важно. Хотите оптимизировать продажи и повысить клиентоориентированность? Рекомендую использовать виртуальную АТС, с ней Вы сможете распределить входящие звонки, получить информацию о клиенте до начала разговора и отследить KPI продаж каждого сотрудника. Кликайте и тестируйте проверенный сервис -> UIS (Промокод "9912" +2000 руб на счёт)

Пример 5.

Для студента формат постановки такой: "Купить квартиру не дороже 3 млн.руб. в районе своего вуза к концу 4 курса, чтобы переехать от родителей."

Проверяем:

  1. S (конкретность) - покупка квартиры для молодого человека;
  2. М (измеримость) - договор купли-продажи подтвердит достижение цели;
  3. А (достижимость) - на 3 курсе можно найти работу для оплаты ипотеки;
  4. R (важность) - для построения личной жизни;
  5. Т (срок) - конкретный срок есть.

Неправильные примеры

На практике часто цели и задачи компаний, даже будучи условно структурированными, формируются неправильно. И сейчас я Вам расскажу про самые типичные ошибки формулировок.

Пример 1.

Долго размусоливать не буду и сразу продемонстрирую Вам список целей, формулирование которых является неправильным:

  1. Ознакомиться с материалами по статье;
  2. Обеспечить конкурентных преимуществ на рынке;
  3. Развить понимание сотрудниками общих целей компании;
  4. Повысить эффективность подразделений к Новому Году;
  5. Максимизировать присутствие компании на рынке;
  6. Сделать сайт по продаже межрегиональной недвижимости;
  7. Изменить отношение подчинённых к работе;
  8. Улучшить качество нашего обслуживания клиентов.

Эти формулировки цели не отвечают ни одному из критериев SMART. И как бы утрировано это ни выглядело, но многое из перечисленного - это реальные примеры.

Пример 2.

И еще один пример (какой не должна быть цель), Вы можете увидеть на рисунке ниже.

цель SMART неправильная цель
Неправильная формулировка цели

Хорошо видны намерения компании стать лучше, чем она есть, но совершенно не понятно что, как и в какие сроки будет выполняться.

На основании этих планов сложно формировать инструкции к действию для конкретного сотрудника или всего отдела, и курс компании больше всего похож на “вырулить куда-то туда”.

Особенности метода

У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть своя концепция, которой нужно соответствовать, а также плюсы и минусы. И далее расскажу о них подробнее.

На правах рекламы

Правила

  1. Расставляйте приоритеты. Надо учитывать, что важнейшим в технике SMART является пункт не S - конкретность, как обычно расставляют приоритеты, а R - важность. В первую очередь мы должны понять не что мы делаем, а зачем;
  2. Записывайте. Формулировать цели нужно письменно (хоть в ворде, хоть на листочке расписать). Это позволит вносить корректировки и проработать детальность плана до ясных должностных (или личных) инструкций, шагов по выполнению. Записывать, кстати, можно в Todoist. Там и задачи, и планирование;
  3. Будьте гибкими. Стоит иметь в виду, что со временем появляются новые знания или обстоятельства, которые могут повлиять на цель кардинальным образом, поэтому критерии, определяющие цель, должны быть адаптивными;
  4. Мотивируйте. Работникам, руководителям отделов и подразделениям в целом ставятся цели и показатели их эффективного выполнения. За выполнения можно начислять определенный процент к зп.

Плюсы

  • Определённость. Практика показывает, если определена цель, то двигаться к ней гораздо легче и рано или поздно, оставаясь актуальной, она приведет к результату;
  • Практичность. Обозначает, что описав цель по приведенному алгоритму, Вы фактически уже намечаете себе планирование действий по smart, шаги, которые нужно предпринять;
  • Универсальность. Алгоритм в постановке целей прост и универсален, позволяет описывать цели не только для управления крупными компаниями, но и планировать личные;
  • Эргономичность. Методика SMART позволяет повысить экономию времени и энергии, регламентировать работу персонала, повысить продуктивность действий;
  • Мотивация. Получая ясные указания к работе, сотрудники, подразделения и структуры заметно лучше понимают свои организационные роли. Повышается их мотивация.

Минусы

  • Неопределённость. Критерии СМАРТ не всегда применимы к стратегическим целям. Планируя стратегию, мы всегда сталкиваемся с неопределённостью;
  • Человеческий фактор. Жёстко распланированные и заданные цели могут наткнуться на непонимание со стороны персонала, поэтому важно согласовывать планки целей;
  • Ежедневная рутина. Часто выполнению намеченных целей мешает ежедневная текучка: возникает неуправляемый поток сиюминутных задач, который отвлекает.
цель SMART шутка
И так всегда...

Пошаговая инструкция

Если уж Вы взялись писать цели по SMART “как по учебнику”, то рекомендуем Вам предпринять следующие шаги.

Шаг 1. Что нужно улучшить?

Первым делом для постановки цели, тщательно проанализируйте текущую ситуацию: что Вы имеете на данный момент? Какой именно аспект Вашей деятельности Вас не устраивает по имеющимся результатам?

Шаг 2. Для чего Вам нужно?

Задумайтесь, а для чего это Вам нужно? Лично Вам или для компании, для каких-то сотрудников, посторонних лиц? Чтобы поднять свой доход (тоже - для чего?), чтобы усилить репутацию компании, чтобы “удержаться на плаву”. Это - Relevant, согласованность.

Шаг 3. Сколько Вам нужно?

Теперь попробуем определить в цифрах, сколько Вам нужно того, чего Вы хотите. Это одновременно будет и Измеримость (Measurable), и Достижимость (Achiveable), потому что тут вопросы будут чередоваться.

Шаг 4. Есть ли необходимые ресурсы?

Так заодно выйдем и на понимание достижения цели в рамках составляющей буквы R (Relevant), то есть согласованность по ресурсам. Что у нас есть сейчас, и что нам может понадобиться ещё.

Шаг 5. В какой срок?

Теперь нужно поставить разумные сроки. Это могут быть долгосрочные цели на несколько лет или те, которые будут выполнены уже к концу текущего месяца. Главное, чтобы дедлайн был установлен.

цель SMART схема постановки
Схематичное изображение постановки цели по SMART
Важно. Хотите кардинально отличаться от конкурентов? Мечтаете, чтобы потребители выбирали именно Вас среди всего рынка? Тогда советуем изучить нашу методичку. Она платная, но окупит себя в считанные дни. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “Отличия от конкурентов

Коротко о главном

Методология SMART полезна как для разработки стратегии в крупной компании, так и для личных целей. Постановка цели по технологии SMART настолько универсальна, что пользоваться ей можно для 8 из 10 идей, преобразуя смутные желания в распределённый по исполнителям и срокам план действий.

И ещё один момент. Убедитесь, что все люди, привлечённые к достижению целей, до конца поняли ценность задачи и алгоритм действий. Если в проекте занято несколько человек, координируйте их и при необходимости перераспределяйте задачи. Следите, чтобы план достижения цели не мешал достижению смежных целей и будет Вам счастье.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Автор Анетта Шершевская
12 Комментариев
Гость

Спасибо

Ответить    
Pavel (TOPofEverything)

Статья отличная!! Всё доступно и понятно расписано.

Ответить    
Гость

Скажите как можно ставить цели SMART для производства, сервисников? Имеет ли смысл это делать по вашей методике?

Ответить    
Гость

У меня отдел обслуживания и мы ставим цели по SMART, но большей частью получается на год конечно. При запуске проектов ставим цели и показатели.

Ответить    
Анастасия Хорошунова

Замечательная статья! Спасибо, было полезно!:)

Ответить    
Елена Яровая

спасибо очень полная и кокретная статья

Ответить    
Заберите подарок
Picture: Like

68 ФИШЕК МАРКЕТИНГА:

от привлечения до удержания

Скачайте методичку и внедрите самые актуальные фишки для увеличения продаж вдвое

Получить
Подпишитесь на рассылку
Picture: Subscribe

Дайджест новых статей

+ неопубликованное от in-scale

Получайте каждую неделю полезные и рабочие материалы для улучшения Вашего бизнеса

Подписаться