С чем у вас ассоциируется слово тренд? Что касается меня, изначально оно у меня ассоциировалось со словом “мода”. То есть для меня это было одно и то же: тренд=мода. Потом к слову “мода” стало добавляться “искусство”, “музыка”, “интернет”, тренды теперь есть во всем. В том числе и тренды в бизнесе. Тренды положительно влияют на бизнес, маркетинг, продажи. И это их плюс. Минус же в том, что их надо отслеживать. Выследить, обнаружить и… использовать во благо. Для этого нужен трендспоттинг. Чего? Вот-вот. Будем разбираться.

Копнем в глубь

Тренд (он же trend, он же направление, он же тенденция). Фактически это тенденция изменения чего-то в моменте времени. Но в данном случае нас больше интересуют тренды в сфере интернет-маркетинга, поэтому тренд здесь — это увеличение поисковых запросов, сообщений или разговоров по восходящей теме.

Но опять же, если вы, ваш сосед и бывшая жена говорят об этой теме, это не значит, что это мировой тренд. Поэтому среди них выделяют следующие виды:

Микротренды

Это изменения, которые происходят вокруг нас постоянно и которые мы периодически даже не отслеживаем.

Пример: увлеченность кофе или чаем, приверженность и покупка модных аксессуаров и гаджетов, принятие решения о посещении той или иной выставки.

Если говорить коротко, то микротренды — это изменения, которые влияют на одного человека, либо не небольшую группу людей.

Кстати! У Гугла есть специальный сервис, который позволяет отследить микротренд, что называется, “здесь и сейчас”. Пользуйтесь, вдруг пригодится — trends.google.com

Макротренды

Естественно, что это совокупность микротрендов, но которые уже влияют на общество в целом. Просто вспомните как появился Фейсбук и как он своим появлением изменил общество. А Инстаграм? Именно! Это и есть макротренды. То, что появляется (довольно быстро) и существенно меняет жизнь общества. И если микротренды могут появиться и умереть, то макротренд точно просуществует довольно длительное время.

Мегатренды

Макротренды вырастают в нечто большее, что в дальнейшем начинает влиять на жизнь человечества. Само собой такие тенденции будут существовать даже не годами, а десятилетиями. Простой пример снова Фейсбук. Он перерос простой макротренд и превращается в мегатренд.

trendspotting-facebook

Делается это просто. Теперь это уже не самая масштабная социальная сеть планеты, но и оператор бесплатного интернета (интернет передается через спутники и беспилотники) в отстающих странах Африки. Естественно, все это делается не чтобы помочь бедным людям из Африки, а чтобы у Фейсбука стало больше пользователей. Как говорится, “Если гора не идет к Магомеду, то…”.

Гигатренды

Вот тут все грустно. По мне, так простое объяснение, что это разросшийся мегатренд — слабое объяснение. Могу сказать точно. Это тренд, который своим появлением повлиял на изменение всей цивилизации в общем. Быстро и четко я смог вспомнить только один пример, который изменил наш мир. И это! Барабанная дробь! Электричество. Само собой, что в этот список можно внести еще порох, и прочие изобретения человечества. Но именно электричество, по моему мнению, четче всего подходит под описание гигатренда.

Еще немного теории

К чему такая долгая предыстория? Да все просто. Как вы уже поняли, отслеживание трендов положительно влияет на бизнес (думаю, пример Фейсбука вам уже это доказал). Именно для этого надо выслеживать и ловить тренды, которые могут положительно сказаться на вашем бизнесе в общем потоке информации.

И для этого есть такой навык (или уже даже целая наука), как трендспоттинг, от английского слова “trendspotting” (trend — тенденция, spotting — обнаружение, нахождение). Происходит это следующим образом:

  • Создают тренды — новаторы
  • Разносят их в массу — трендсеттеры (первые их последователи)
  • Ловят и используют на благо бизнеса — трендспоттеры.

Полезность для бизнеса

Трендспоттинг — это выявление существующих/зарождающихся трендов, проведение анализов и прогнозирование как они могут повлиять на дальнейшее развитие фирмы.

К примеру, запуск новых направлений или услуг/товаров в соответствии с трендами.  И если честно, я не знаю что это. Наука, дисциплина, навык или… Хотя нет, наверное знаю. Скорей всего это технология, благодаря которой можно сделать выводы и при правильном прогнозировании использовать для развитии фирмы. 

Скорей всего вы знаете кто такие футурологи. Это специалисты, которые пытаются спрогнозировать будущее. Так вот, трендспоттинг и его специалисты (трендспоттеры), это нечто похожее, только в сфере маркетинга.

Пример для большой компании

Фирма, производящая военное оборудование (самолеты, беспилотники и прочее). При правильном отслеживании тренда (бесплатный интернет в Африку за счёт Фейсбука) они должны начать разрабатывать новое направление — беспилотники, раздающие Интернет.

Но подождите, это пример из большого бизнеса, причем, пример весьма долгосрочный. Что же делать нам, малому бизнесу? А вот и ответ.

Пример для маленькой компании 1

Ранее был популярен мем “Ждун” (к слову, это реально существующий памятник в Голландии). Но на всякий случай, вот вам он наглядно:

trendspotting-zhdun-original

Так в чем фишка для малого бизнеса? Дело в том, что предприимчивые продавцы сразу же заказали в Китае копию мягкой игрушки и ввели дополнительные товар в свой ассортимент.
trendspotting-zhdun

Это и есть трендспоттинг в действии. Вернее его пример для малого бизнеса в крайне простом объяснении. 

Кроме того, трендспоттинг имеет еще один неочевидный плюс. Если компания на одной волне с ее покупателями (то есть понимает, чем они занимаются, что им интересно, что у них сейчас в тренде), то это сильно повышает лояльность к ней. Все это можно показывать через обращения в социальных сетях, электронных письмах и прочих каналах коммуникации. 

Пример для маленькой компании 2

Сейчас в тренде геймификация. Именно поэтому многие компании, даже небольшие, используют ее в повседневной жизни, запустив ее в общении со своими подписчиками в социальных сетях.

К примеру, вы можете устроить конкурс в популярной социальной сети Вконтакте, но не простой “Сделай репост и получи то-то”, а с геймификацией. Примеры — “Морской бой” или “Сапер”. И для подписчиков интересно и вовлеченность в конкурс будет гораздо выше.

Кто же занимается всем этим?

Само собой, что только в очень больших компаниях существуют такие специалисты, которые целенаправленно ищут зарождающиеся тренды, кропотливо анализируют и прогнозируют развитие их в различных областях — производство, сельское хозяйство, услуги.

Поэтому в идеале в России в малом бизнесе этим должны заниматься отдел маркетинга и маркетологи. Так это же и так  обязанность маркетолога, скажете вы. Они и так должны сказать какие направления запускать и какой товар нужно производить. Позвольте с вами не согласиться в этом вопросе.

Маркетолог должен знать какой товар нужно произвести на основе имеющихся данных сейчас. А при трендспоттинге он должен сказать что потребители компании захотят через год/два. Чувствуете в чем подвох? Так далеко по развитию редко заглядывает маркетолог. Потому что это его не основная обязанность и, как правило, об этом должен думать владелец.

А как найти тренды?

Для поиска трендов, если не брать сложные математические формулы и прочее, вам помогут несложные инструменты:

  1. Гугл тренды. Можно посмотреть что сейчас в тренде. А если поковыряться в настройках, то и увидеть рост тренда в течении нескольких месяцев.
  2. Два заграничных сервиса, специализирующихся исключительно на поиске трендов. Сервис 1 и Сервис 2. Помогут вам, если вы хорошо владеете английским. Плюс сами понимаете, что тренды они отслеживают не в России. А чтобы проверить пойдет это в России или нет, переходим к пункту 3.
  3. Яндекс Вордстат. Да, который показывает количество запросов в Яндексе. Неочевидный способ, но там есть одна интересная вкладка “История запросов”. Нажав на нее, вы можете посмотреть растет или падает количество запросов по этому ключевому слову. К примеру, у нас есть статья “Как сделать лендинг в Инстаграм”. Писалась она из-за возрастающего тренда (но это наш с вами секрет). И обнаружили мы это благодаря мониторингу запросов в Вордстат.
    trendspotting-primer-v-wordstat

Коротко о главном

Откровенно говоря, тема “трендспоттинг” весьма и весьма сложная. Что-то из серии футорологии. Взять и предсказать будущее. Да не просто так, а еще и спроецировать на развитии компании в перспективе развития экономики. Это какими же навыками Нострадамуса нужно обладать? Весьма и весьма непросто.

Но само собой есть выход, который я уже озвучивал. Отслеживать микро и макротренды. И использовать это для бизнеса. В общении с подписчиками в социальных сетях, при создании новых товаров или запуске новых услуг.  Это вполне реально любому бизнесу, включая даже самый микроскопический.

К тому же, давайте будем честны. Чтобы использовать это в долгосрочной перспективе, у вас должен быть не только специально обученный человек, но и довольно большой ресурс (на исследования, на тесты и прочее). Поэтому использовать это для малого бизнеса в долгосрочной перспективе (два-три года) — весьма сомнительно. В плане короткого плеча — просто обязательно.