Я обожаю контент, который расходится самостоятельно. Который становится вирусным. Когда вы создали какой-то контент (пост или видео) и он распространяется в сети практически без вашего участия. Что называется, “ушло в народ”. Причем, расходится вся эта прелесть, на минуточку, практически темпами геометрической прогрессии. Я сейчас про тот самый вирусный маркетинг или, как его еще называют, виральный маркетинг.

Это когда люди распространяют понравившуюся им информацию, вроде бы совершенно бескорыстно, но при этом рекламируя товар или бренд. Ну, в общем-то, что является голубой мечтой каждого владельца бизнеса. Сделать такую рекламу, чтобы о ней говорили все! И люди и конкуренты. Как прийти к такому? Обо всем по порядку.

Однажды в далекой далекой

Сам термин “вирусный маркетинг” был придуман не так давно, в 1996-м году профессором Гарвардской школы бизнеса. Еще бы чуть-чуть и было повторение одного вирусного выражения “британские ученые выяснили” (к слову, в этой статье будет много примеров вирусного маркетинга в интернете).

Так вот, этот ученый, которого звали Джефри Рэйпорт, написал статью, в которой впервые употребил фразу “вирусный маркетинг”.

А теперь внимание! Изначально это понятие трактовалось как реклама рассчитанная на людей, поддающихся убеждению, которые будут заражаться информацией, исходящей от этой рекламы и распространять ее в дальнейшем. То есть такой вид рекламы, который по типу снежного кома набирает обороты, тем самым увеличивая свою мощь.

Сейчас же понятие немного изменило свою трактовку.

В мировой практике считается правильным пояснять вирусный маркетинг как распространение развлекательной и/или полезной информации от человека к человеку в рамках целевой группы, которая воспринимается не как реклама, именно поэтому хорошо распространяется.

Часто партизанский и вирусный маркетинг считают одни и тем же видом маркетинга. Однако, это не совсем так. Статью про партизанский маркетинг мы уже писали. И если вы прочитаете обе, поймете разницу.

Вирусный маркетинг в России также популярен как и во всем мире. Поэтому и говорить в дальнейшем я буду в основном о нём. Тем более его популярность в последнее время растет благодаря моментальному распространению информации в соц сетях.

Ну ведь правда, чтобы поделиться понравившейся информацией (видео или фото) сейчас нужно сделать буквально несколько нажатий клавиш мышки и вуаля. Все ваши друзья знают об этом. Это одна из причин почему вирусный маркетинг в социальных сетях проявляется так ярко. 

Куда лучше?

Так почему же все хотят сделать вирусную рекламу, в отличии, например, от обычной? А хотя бы по 4-м этим преимуществам, которые для малого бизнеса просто настоящее спасение:

1. Создание и распространение обходится в несколько раз дешевле обычной

Если взять ту же рекламу по ТВ. Огромных денег стоит даже не столько создание рекламного ролика, как сам его прокат. Если это вирусная реклама, то создание в большинстве случаев стоит копейки, а прокат… так вообще практически бесплатный, за счет интереса людей. 

2. Не вызывает негатива и настороженности у потребителей

Так как он воспринимаются в первую очередь не как реклама, а что-то ненавязчивое и интересное. Некоторые реализации даже повышает лояльность аудитории к продукту/бренду, что кажется совсем абсурдным, но реально так и есть. 

Очень сложно загнать в рамки цензуры или закона о рекламе

Вирусный маркетинг в России имеет еще одно хорошее свойство, чем более он запрещен или нарушает закон, тем более интересен он к распространению. Соответственно распространение такого виды рекламы происходит еще быстрей. Вот за это я люблю и ненавижу Россию 😉

Правильно подготовленная реализация живет долго

Да, тренды приходят и уходят, но хорошая вирусная реклама живет долго (но не вечно). Порой дольше 2-3-х лет. Примеры вирусного маркетинга можно перечислять бесконечно долго. Например я всегда вспоминаю мой любимый вирусный видеоролик о хомяке, троллящем ДПСника. Хотя ему уже больше 3-х лет. И с кем я не разговариваю, его почти все смотрели. Какая прямая (классическая реклама) просуществует в памяти потребителя так долго?

Инструменты вирусного маркетинга

Чаще всего под таким способом донесения информации люди рассматривают видео, хотя на самом деле такого рода форматов можно насчитывать десятки. Рассмотрим самые популярные инструменты вирусного маркетинга, которые используются сейчас:

Вирусное видео

Парень под псевдонимом Enjoyker, которого ещё вчера никто не знал, просто взял знаменитое видео с Шайя Ла Баф (Just do it), сделал на него ремикс… и получил 5 млн. просмотров в сети. Теперь он делает так с другими видео и получает миллионы просмотров. Если не видели, то вот одна из его работ:

Вирусные картинки

Фотожабы, демотиваторы, мемы. В идеале создание своих. Но если вы хотите быстро запустить вирусный маркетинг в интернете (не масштабный), то вирусная картинка с последним трендовым мемом — самый лучший и быстрый способ. Кстати, вот один из ушедших трендов, зовут “Ждун”:

virusnyj-marketing-zhdun

Текстовые посты (вирусный текст)

Очень сложные для написания, но при этом очень быстро набирающие популярность посты среди любителей почитать. Хороший пример такого сторителлинга — “разоблачительные статьи” (пример, расследования Навального, рассказывающего о дорогущих яхтах и дворцах нашей власти, скрытой от простого народа):

virus-marketing-putin

Вирусные приложения

Самым простым примером вирусного приложения можно назвать Instagram. Как я писал в своей статье “Продвижение Instagram аккаунта”, рост, меньше чем за полгода, на 70 млн. пользователей. Из удачных примеров вирусного маркетинга в приложениях — это Prisma (преобразование ваших фотографий в стиль картин) и MSQRD (наложение усов, бород и прочего на ваше лицо через камеру смартфона в режиме реального времени).

virusnyj-marketing-prisma

Зафиксируем информацию

Помните я обещал много примеров вирусного маркетинга? Вот думаю сейчас самое лучше время перейти к этому и долго не задерживайтесь, ведь дальше мы рассмотрим алгоритм создания такого материала.

Пример 1

И начнём со всем известного дезодоранта Old Spice, который сделал ставку на рекламные ролики в юмористическом стиле. 

 

Кроме того они сделали еще один интересный ход. Брали комментарии пользователей и снимали ответ для конкретного пользователя в смешной, юмористической манере. После примерно 200 сделанных подобным форматом видеороликов запросы на покупку этого дезодоранта резко возросли.

Пример 2

А теперь Российский пример. Помните я говорил, что нецензурщина и закон о рекламе не очень-то ставят палки в колеса вирусного маркетинга в России? На самом деле так и есть. Вспомните хотя бы знаменитый лозунг компании Евросеть (извиняюсь за цензуру):

— Евросеть! Евросеть! Цены просто ох..ть! 

virusnyj-marketing-evroset

Он еще долго ходил в народе и долгое время обыгрывался самими владельцами компании. Продвижение компании через методы вирусного маркетинга на грани фола, однако,  крайне западающее в память простым пользователям.

Пример 3

А сейчас мы рассмотрим подвид вирусного текста. И это не просто текст, а целый сайт. В интернете сейчас можно найти много юморных сайтов, цель которых сделать так, чтобы клиенты делились ими и тем самым давали рекламу, о которой их не просили. Вот отрывок такого сайта:

virusnye-marketing-site

К ЧЕРТУ ТЕОРИЮ — вирусное видео

Ну и напоследок, когда мы знаем что это такое. Пора переходить от слов к делу, рассмотрим для пример, как сделать вирусное видео. И сразу буду честен с вами, никто, никогда не знает до конца как сделать само-разлетающийся материал. Не существует последовательной технологии или схемы, по  которой вы пройдёте и получите бомбу быстрого реагирования. Есть общие каноны, но и они не всегда верно функционируют.

В своей работе, мы не раз задумывались сделать нечто интересное, чтобы запустить вирусный маркетинг в социальных сетях. Но всегда откладывали это на потом, так как понимали одну истину — чтобы получить вирус, нужно сделать не один, не два и даже не три захода.

Шаг 1 — цель

Перед созданием вам нужно чётко определить что вы хотите получить от этой рекламы. Повышение имиджа сразу предлагаю выбрасывать, так как оставьте это дело большим компаниям. Вам же нужны деньги. Так же нужно определить   на какую целевую аудиторию будет сделан уклон, ведь всех цепляет разное.

Шаг 2 — Исполнитель

Для реализации вы можете пойти двумя путями, которые кардинально отличаются между собой:

  1. Своими силами;
  2. С помощью подрядчиков.

 

Если вы мало чего понимаете в маркетинге, то мой личный вам совет, не суйтесь в это дело. Отдайте агентству. Но будьте готовы, что они за это попросят не маленькую сумму и есть вероятность, что ничего не выгорит. 

Шаг 3 — подготовка

Самый сложный этап, так как всё зависит напрямую от него. Как подготовите свой автомобиль, так далеко он и поедет. И вообще неизвестно поедет или нет. И для этого, вам нужно проработать:

  • Сценарий. Который должен разрывать шаблон людей и вызывать эмоции (какие уже решайте сами);
  • Тип съёмки. Любительская или профессиональная. И то и другое может сработать;
  • Возможность пародии. Чтобы люди могли сделать что-нибудь своё, повторить в своей импровизации;
  • Бюджет. Большой, средний или маленький. От этого тоже будет зависеть масштаб ваших действий;
  • Персонажи. Будут это обычные люди, профессиональные актёры, люди из шоу-бизнеса или вообще животные;
  • Упоминание. Не забудьте упомянуть в видео себя. Чем более незаметно, тем более охотно будут делиться видео.

Шаг 4 — реализация

Говорить о том, что всё должно быть чётко, ровно и без накладок — нет смысла. Так как мы говорим больше концептуально, с рутиной разберётесь сами. Поэтому вот вам несколько лайфхаков, которые нужно держать в уме при реализации:

  • Постоянно меняйте ракурсы и картинку. Не реже, чем через 10-15 секунд;
  • Небольшая продолжительность. Чем длиннее видео, тем сложнее удержать зрителя;
  • Вначале захватите внимание. Создайте интригу, которая зацепит вашу аудиторию;
  • Звук должен быть на высоте. Вне зависимости любительская съёмка или профессиональная;
  • Дополнительные эффекты (видео и звук). Будут положительно влиять на удержание внимания.

Шаг 5 — продвижение

Создание видео еще не так затратно, как его распространение. Это только слухи, что видео достаточно опубликовать на Youtube или Rutube и оно сразу станет вирусным, Как бы не так. Нужно потратить много сил и денег, чтобы запустить вирусный маркетинг в интернете, скажем так, “запустить волну”.

К слову, вирусным видео считается тогда, когда на один платный просмотр начинает приходится 10 и более бесплатных просмотров. Тогда можно считать, что вы сделали вирусное видео.  А вот список ТОПовых каналов, благодаря которым можно раскрутить вирусную рекламу, гораздо больше:

  • Блогеры;
  • Социальные сети;
  • Интернет сообщества;
  • Видеохостинги;

Чтобы упростить себе жизнь, вы можете взять любой сервис вирусного маркетинга, который легко найти в интернете. Суть предложения в том, что они берут ваш материал и за вас распространяют его по большому количеству площадок. Оплата в таких сервисах идёт за просмотр.

Шаг 6 — работа над ошибками

Я по прежнему считаю, что запустить вирусное видео с первого раза очень сложно, и если у вас это получится, то скорее это случайность чем закономерность. Но сдаваться нельзя, пока есть запал и возможность. В конечном счёте это даст свои плоды, если вы правильно продумали все нюансы.

Коротко о главном

Я умышленно не сказал, но когда Джефри Рэйпорт написал свою статью “Вирус маркетинга” и впервые использовал словосочетание “вирусный маркетинг”, то он описал 6 вещей, которые делаю маркетинг вирусным. Скажу честно, я долго и упорно искал “те самые 6 основ” и в конце концов нашел.

Товары и услуги распространяются бесплатно

Прекрасно понимаю, что все мы хотим заработать. Сейчас! Немедленно! Но “недорого” и “очень выгодно” воспринимаются подсознанием гораздо хуже, чем “бесплатно”. Как говорит Игорь Манн, слово “бесплатно” отключает у людей чувство логики.

Передача сообщения должна быть легкой, естественной и беспрепятственной

Не должно быть никаких танцев с бубном. Если говорить проще, чтобы поделиться вашим контентом, человек должен сделать одно, ну максимум два нажатия пальцем. Не больше!

Быстрое увеличение канала, где будет “лежать” вирусная реклама

Представим, что народ хлынул на ваш блог, где размещена реклама, которая неожиданно стала вирусной. А он не выдержал потока посетителей и “слег”. Все, пиши пропало. Эффект снежного кома прервался и реклама перестала претендовать на вирусность.

Основа — простые человеческие чувства

А что нужно обычному человеку? Жажда выгоды, славы, известности, уважения. Да или просто насмешить своего знакомого. Вот и пользуйтесь этим!

Для распространения используем широко распространенные каналы

Реклама не станет известной, если вы все хорошо продумали, но выбрали формат видео, который не поддерживается во Вконтакте, к примеру.

Использование чужих, а не своих ресурсов

Помните как стал известен Джастин Бибер? Раскрутился в Youtube (кстати, прочитайте эту статью “Как вывести видео в ТОП Youtube”, не пожалеете!). И это очень логично. Зачем использовать свои ресурсы, если есть уже готовые. Главное… “немного помочь”.

Теперь, когда вы знаете инструменты вирусного маркетинга, каналы, 6 основных правил, вам осталось их запомнить и воплотить. И тогда ваша реклама станет вирусной.

А напоследок ролик, парня, который понимает толк в подобных видео (хоть и название другое). На минуточку, он нам ничего не платил. Мы правда считаем, что он достоин нашей рекомендации, а видео просмотра.