Большинство компаний вырастает из отдельных услуг в аутсорсинг маркетинга, а мы сделали это наоборот. Начали с него. И благодаря тому, что мы уже не первый год в этой области и можем уверенно сказать, что это стоит того. НО не во всех случаях и не для всех компаний.
Давайте перемоем все косточки и раскроем подводные камни в этой исповеди команды маркетологов.
Что такое аутсорс
Чтобы мы лучше друг друга понимали в дальнейшем, хочу рассказать, что такое аутсорсинг маркетинга и что в него входит. А то уверен, сейчас у каждого из нас своё видение этой сферы. И начну я с определения слова “аутсорсинг”.
Исходя из этого, следует вывод, что можно передавать функции совершенно разные, как сложные и объёмные процессы, так и мелкие задачи. Поэтому когда мы говорим о маркетинговом аутсорсинге, на выходе можем думать о разных вещах.
Кто-то считает, что это значит отдать другой компании разработку сайта, а кто-то считает это полным делегированием отдела маркетинга со всеми вытекающими его обстоятельствами.
Но если говорить на профессиональном языке, то аутсорсинг маркетинговых услуг - это передача задач на долгосрочный промежуток времени.
Всё что касается одноразовых работ, называйте подрядными работами, но не как не аутсорсингом маркетинговых функций.
Задачи аутсорса
Отдать весь маркетинг или только часть задач, например, интернет направление? Дилемма, которую сможет решить только опыт.
В следующем блоке мы поговорим о том, кому однозначно стоит обратить внимание на аутсорсинг маркетинговых услуг, а сейчас разберём, какие задачи он решает. И вот их список:
- Разработка стратегии и тактики;
- Продвижение в интернет и оффлайн пространстве;
- Повышение лояльности клиентов;
- Работа с базой клиентов;
- Изучение рынка и конкурентов.
И всё? Нет, конечно. Каждый пункт можно разделить на подпункты, а те ещё на подпункты и так до бесконечности.
Потому, что у разных компаний разные задачи и принципы. И если Вы заключаете контракт только на введение контекстной рекламы, то для меня это не маркетинговый аутсорсинг.
Итак, что же это тогда в нормальном понимании? Если взять самый полноценный вариант сотрудничества (то, чем грешим мы в своей работе), то выглядеть он будет так.
Компания, имеющая в штате маркетолога или отдел маркетологов, выполняет все поставленные нами задачи, кроме тех, которые являются узкопрофильными (настройка контекстной рекламы, программирование, разработка дизайна).
А мы же со своей стороны управляем всей этой машиной и дополнительно все те самые узко-профильные задачи реализуем в рамках нашей компании с помощью своих специалистов.
Есть вариант, когда мы делаем за компанию всё и когда в штате совсем нет маркетологов. Но честно, это не очень хорошо. И на это есть две веские причины:
- Чаще всего мы работаем дистанционно с другими городами через интернет и можем полноценно всё взять на себя. Но вот, например, мерчандайзинг уже взять получается только “словами и чужими глазами”;
- Для оперативного внедрения нужен человек, который постоянно находится в офисе и может выполнить черную работу (в хорошем смысле) за нас.
Исходя из этого, у многих может возникнуть вопрос: “Зачем брать компанию на аутсорсинге и при этом держать хоть и одного, но маркетолога?”
И в этом есть доля правды, только если говорить честно, маркетолог в штате это, скорее, название, чем реальная должность. Так как хоть и выполняет он задачи по маркетингу и рекламе, всё же он просто исполнитель, у которого есть всё, чтобы не думать, а просто брать и делать.
То есть человеком/маркетологом в штате может быть любой сотрудник, который хорошо и оперативно исполняет задачи.
Иногда были случаи, когда такую обязанность брали на себя администраторы, заместители директора или даже сами исполнительные директора. Всё, как Вы поняли, зависит от размера компании, так где-то и 3-х маркетологов будет мало, так как маркетинг бесконечен.
Кому это выгодно
Теперь пора раскрыть тему “Для кого будет это выгодно”. Хочется сказать, что всё индивидуально, как бы банально это не звучало.
Бывало, мы закрывали только малую часть функционала больших компаний, но при этом для них наше сотрудничество было на вес золота и это был успешный опыт маркетинга на аутсорсинге.
Поэтому приведу основные проблемы компаний, которым так или иначе будет выгоден аутсорсинг маркетинговых услуг.
Проблема 1. Дефицит профессионалов
Это проблема не только Ваша, но и наша. У нас, также как и у всех, не хватает коллег по цеху для оказания услуг всем желающим.
Но так как мы является маркетинговым агентством, то нам проще искать и вопроса как найти маркетолога, как правило, перед нами не стоит.
И если вдруг Вы столкнулись с проблемным поиском маркетолога к себе в компанию, то передача этого функционала другому маркетинговому агентству имеет место быть. То же касается узко-направленных специалистов, которых ещё сложнее найти.
Проблема 2. Маркетолог в штате - не рентабельно
Одно дело, когда Вы найти не можете, а другое когда можно и не искать, так как не выгодно.
И если в рамках одного маркетолога это спорно, то вот с отделом маркетинга или с узко-профильным специалистом вопрос стоит ребром.
Содержать отдел маркетологов (от 2-х человек) уже накладнее, чем отдать весь маркетинг на аутсорсинг. И для этого не нужно ходить к гадалке, Вы только посчитайте все расходы финансовые (з/п, офис, рабочее место, налоги) и временные (поиск, контроль, обучение).
То же касается и узких спецов, по типу директолога. Вы хоть и рекламируетесь в контексте, но скорее всего при Вашем небольшом бюджете у него просто не будет столько работы, чтобы себя окупать. Поэтому часть денег Вы будете отдавать за просмотр им фильмов и социальных сетей на работе.
Проблема 3. Недостаточно компетенции
Вытекающий пункт из первых двух, и касается он тех задач, где Вашим коллегам не хватает знаний.
И в этом нет ничего страшного, я сам много чего не знаю. Поэтому нас в команде работает 12 человек по разным направлениям, и каждый друга друга дополняет.
Так чаще всего и происходит. Вы понимаете, что нужно сделать, но не знаете, как это сделать и к тому же не хватает на это сил и времени. Тут-то Чип и Дейл в виде маркетингового агентства спешат к Вам на помощь.
Проблема 4. Нет желания разбираться (делать).
Я мог бы назвать этот пункт “Вы не разбираетесь”, но тогда это было бы некорректно, так как при желании можно разобраться во всём. Поэтому он называется так, как называется, и обычно такая мысль вытекает из “Каждый должен заниматься тем, что лучше всего умеет”.
Я полностью согласен с этим выражением, именно поэтому, когда нас спрашивают: “Раз Вы такие умные, почему Вы не откроете свой бизнес?!”, начинаю объяснять, что наша деятельность - это и есть бизнес.
Только в котором мы хорошо разбираемся. А если нас сейчас поставят на производство или в бухгалтерию, или в логистику, то мы будем ниже в разы по эффективности. А зачем делать то, что плохо получается и можно отдать другим?!
Если Вы сейчас дочитали до этого момента и узнали себя хотя бы в одном из пунктов, маркетинговый аутсорсинг для Вас, как минимум, будет интересен.
Кому это не выгодно
Есть и другая сторона медали, когда абонентское обслуживание в сфере маркетинга Вам не просто не нужно, оно работает во вред компании. Мне это больно признавать, но так было, есть и будет. Вот те самые случаи:
1. Большая компания
У Вас большая компания, у которой есть свой отдел маркетинга, в котором насчитывается от 4-х и более человек. К тому же, у Вас в штате есть все узко-профильные специалисты.
Тогда нет смысла в аутсорсинге, в этом случае Вы сами кому хотите его окажите. Такое количество людей необходимо и оправдывает себя при очень крупном бизнесе с десятками или сотнями миллионов оборота. И такую махину отдавать на аутсорс очень опасно, так как нужно полное погружение 24/7.
В крайнем случае, полезны будут маркетинговые исследования для корректировки стратегии и тактики.
2. Стартап
Вы недавно родились?! Я про компанию, если что ;) Тогда аутсорсинг маркетинга тоже не сильно актуален, так как модель работы не устоялась и вообще не понятно, есть ли смысл вкладывать деньги в продвижение этого продукта.
Можно поспорить, что продукт не устоится, если его правильно не упаковать и не подать. Тогда сделаю исключение, при небольшом стартовом бюджете лучше вложить деньги в рекламу, чем в аутсорсинг.
Проверить спрос, даже в плохой упаковке, а уже затем, если клиент хотя бы немного реагирует или совсем не реагирует, прийти за разовой услугой, но никак не на обслуживание в течение года.
3. Вы один
Один в поле не воин? Ещё как воин, моя сфера деятельности на старте карьеры была такой - имиджевое агентство, где я был всем: и стилистом, и маркетологом, и уборщицей.
Поэтому с точностью могу сказать, что при небольшом бизнесе (который не подразумевает под собой большой объём работы) нет смысла в обслуживании на абонентской основе. Достаточно разовых работ в нужное время.
4. Сложный рынок
По той же самой причине, что и в пункте “Вы один”, на сложных рынках (например, у Вас всего 5 клиентов на весь мир) тоже нет смысла в аутсорсинге.
Всю стратегию, тактику и задачи с с целями можно реализовать за 3-4 сессии. Остальное дело за внедрением, которое растянется на очень долгий промежуток времени. А если хотите поспорить, то спорьте.
И я, как маркетолог, точно могу сказать, что в сложных рынках нет такого объёма работы, чтобы сотрудничать год, чтобы привлеченный маркетолог каждый день думал и что-нибудь делал для Вашего проекта. В таких случаях лучше подойдут разовые встречи или услуги.
5. Маленький бюджет
Если Вы планируете выделять в месяц на маркетинг до 50 тысяч, в таком случае Вам лучше всему обучиться самостоятельно и делать это тоже самому. Так как при таком бюджете, работы у аутсорсинга будет мало, ведь как ни крути, хоть и есть малобюджетные способы увеличения продаж, далеко и долго на них не уедешь.
К тому же, после обучения Вы сможете более адекватно оценивать работу других специалистов и давать им задачи для выполнения. А не они будут вешать Вам на уши лапшу с целью показать деятельность и получить свои деньги в виде з/п.
Сколько это стоит
Вот и подошли к самому главному (к слову, я так пишу почти во всех статьях про разные маркетинговые услуги).
У нас есть целый сайт, который посвящен такой услуге как маркетинговый консалтинг, и только на нём нет цены услуги, потому что в данном случае всё действительно индивидуально.
Но! Если брать за ориентир точку старта, то будет она около 60 т.р. в месяц в формате консалтинга, всё, что больше и сложнее, соответственно, будет дороже. Наш максимум, по крайней мере, на момент написания статьи, 450 т.р. в месяц.
Ещё одно НО. Для большинства малого бизнеса цифра остаётся на уровне 60 тысяч. Потому, что у нас очень большой опыт оказания услуг маркетингового консалтинга компаниям из разных сферах. А ещё, за это время накопилось много наработок, которые проверены, и нужно просто взять и внедрить. Поэтому держим такую низкую стоимость.
Хорошее дёшево стоить не может. Для некоторых моя последняя фраза была как ножевое ранение в спину и в голове пролетела мысль: “60 тысяч - это низкая стоимость?!”
А Вы только задумайтесь, что входит в эти деньги? Начнём: маркетолог, руководитель маркетолога, другие привлеченные технические специалисты, наработки, офис, рабочее место, налоги, поиск, контроль и обучение персонала...
Лично я из этого списка готов заплатить такие деньги, как минимум, за наработки, которые были проверены временем и другими компаниями.
Ведь я не меньше денег и времени потеряю, если буду делать это сам. К тому же если искать нормального маркетолога, нужно ориентироваться на 50-80 тысяч з/п в месяц (и это я не про центр России говорю).
Но даже при этом у него не будет столько знаний, сколько есть у команды, это физически невозможно.
Коротко о главном
Было бы неправильно закончить статью со словами “Все приходите к нам!”. Закончу я её предупреждением, которое не затронул в статье.
Если Вы сейчас думаете, что и самостоятельно справитесь нормально, но все-таки хотелось бы попробовать маркетинговый консалтинг...то лучше не пробуйте. Ни к чему хорошему это не приведёт.
Для аутсорсинга маркетинговых услуг нужно созреть и осознать, что взгляд со стороны и руки профессионала необходимы. И как придёт это самое время, Вы сразу всё поймёте, глядя на свою компанию.
И финально, любой аутсорсинг должен себя окупать. С помощью него Вы должны зарабатывать больше, а не так же или даже в ущерб себе. Ведь если развития нет, то значит эффекта нет. Поэтому мы с гордостью можем говорить, что все вложенные деньги в нас всегда 100% окупаются. Единственное уточнение - это сроки.
Где-то это 1 месяц, а где то 12. И об этом любая нормальная аутсорсинговая компания должна Вам сказать перед началом работы.