Недавно мы с клиентом полностью изменили стратегию его бизнеса. Нужно было видеть его реакцию.
Человек пришел ко мне на разовую консультацию и после часа пошагового объяснения, как развить его бизнес, я ещё почти 30 минут объяснял ему, что всё-таки лучше кардинально изменить подход, уйти в более крупные чеки.
А причиной всему стало всего одно слово, вернее даже инструмент- декомпозиция. И сейчас Вы узнаете почему.
Что такое декомпозиция
Помните знаменитую походку Майкла Джексона? Да! Ту самую лунную походку, которую повторяют и будут повторять в ближайший век еще точно.
Это когда он идет вроде бы вперёд, но обратным способом (вроде так можно это описать).
Декомпозиция целей в бизнесе это примерно то же самое. Когда Вы разбираете то, что Вам надо, исходя из обратного, разбивая главное на более мелкое. То есть переходите от общего к частному. От большого к маленького.
Сразу забегу вперёд, чтобы Вы не расстраивались. В этой статье мы рассмотрим разные примеры использования декомпозиции в маркетинге/бизнесе. Особенно обратите внимание на третий пример.
Понимаю, что пока ничего не понятно. Это же не просто термин, а целый научный метод или даже подход.
Если научно (опять очень умно), то декомпозиция - это расчленение большой системы на подсистемы, которые в свою очередь Вы делите уже на под-мини-системы (спасибо мне за придуманное слово).
Пример: Вы едете отдыхать
Приведу пример на самом желанном. Вам нужно поехать в отпуск s_____ (вставьте страну, куда бы Вы сейчас хотели поехать).
Для этого Вам нужно купить билеты, подготовить чемодан с вещами, деньги, закрыть все дела на работе. Кстати о работе. Там Вам нужно сделать… И пошел список дел.
Теперь понимаете о чем я? Вы берете любую задачу и разбиваете ее на подзадачи, а потом на еще более мелкие задачи.
Порой мелкие задачи могут быть вроде бы и не связаны между собой, но при этом быть частью большой (глобальной) задачи.
Я понимаю, что сейчас это всё выглядит книжной теорией, но немного терпения, господа. Чтобы Вам было понятней, я подготовил специальную схему.
Есть предположение, что чем сложнее у вас декомпозиция, тем сложнее вам видеть глобальную задачу. Но я с этим не согласен.
Причем в корне. Одна из ключевых способностей эффективных людей - что все свои задачи они расписывают максимально подробно, буквально по 10-15 минут. Но это лирика. Переходим к главному вопросу.
Применение
Мысль о написании этой статьи родилась не как обычно, исходя из контент-плана, а исходя из нашей планёрки, где мы использовали декомпозицию.
Да да, именно на планёрке. Ведь декомпозицию можно применять везде, в том числе в маркетинге и продажах. Давайте смотреть, как это выглядит на деле.
- Вам нужно достичь плана продаж, но Вы не понимаете, что лучше продавать и через какой канал (чтобы выставить себе KPI);
- Вы знаете конверсию своих рекламных материалов, и Вам нужно посчитать ROI рекламы или сколько стоят лиды в маркетинге;
- Вы хотите продать 150 единиц продукта, но не понимаете, сколько и какие действия нужны для этого;
И многое многое другое, как говорится. Думаю, направления понятны. Теперь рассмотрим три варианта реализации.
Вариант 1. Низкая сложность
Представим, что у Вас розничный магазин, которому нужно сделать оборот в месяц в размере 1 950 000 руб.
- Средний чек в 3 470 рублей;
- Средняя конверсия в покупку 35%.
Внимание, вопрос знатокам. Какое число клиентов должно посетить магазин за месяц?
Считаем (1 950 000 (оборот) / 3 470 (средний чек)) / 35% (конверсия в покупку) = 1 606.
Получается, нам нужно привести в магазин 1606 человек, чтобы выполнить поставленный план продаж. Исходя из этого, Вы можете выстраивать дальнейшую стратегию по маркетингу и в целом понимать, насколько это всё реально.
К тому же, при таком раскладе Вы сможете сделать выводы. Например о том, что привести такое количество людей в Вашем случае невозможно, поэтому одним из решений будет поднять конверсию. Кстати, такая идеология опирается на формулу увеличения продаж.
Вариант 2. Средняя сложность
Давайте представим, что Вы - собственник компании. И каждый месяц Вам нужно зарабатывать чистыми, к примеру, 5 млн. рублей. И, допустим, Вы занимаетесь оптовой торговлей. А это Ваши исходные данные:
- Средний чек - 137 000 рублей;
- Конверсия 10% - из холодного звонка в продажу (на каждом этапе);
- Рентабельность 25% (всем бы такую рентабельность в оптовом бизнесе)
Опять вопрос знатокам. Сколько нужно делать холодных звонков ежемесячно, чтобы зарабатывать 5 млн. рублей чистой прибыли? Вы не поверите, но 150 000 звонков! Тому подтверждение скрин ниже.
Тут только несколько вариантов: либо поднимать средний чек, либо увеличивать конверсию. Я просто поиграл с цифрами и увеличил конверсию из встречи в продажу в 2 раза, то есть получилось 20 процентов. Чистый доход увеличился даже чуть больше, чем в два раза.
А если подтянуть другие цифры? Например, проход секретаря или назначения встреч. Да, всё не просто и в жизни, и в бизнесе, но, думаю, что эти статьи с примерами скриптов Вам помогут.
Вариант 3. Высокая сложность
Теперь Вы готовы к примеру с сайтом, где довольно много этапов и деталей. Поэтому разомнитесь перед изучением, ведь будет много цифр. Сейчас мы пойдём от обратного, не как в первых двух вариантах.
Допустим, у Вас салон красоты с огромным количеством услуг. Ваша цель - привлекать ежемесячно 200 клиентов по 300 рублей через контекстную рекламу на сайт. И для этого мы с Вами изучаем (цифры написаны от балды):
- Количество потенциальных клиентов в поисковой системе (количество запросов по вордстат.яндекс) - 5 000 чел.;
- CTR рекламного объявления (отношение сколько человек увидит Вашу рекламу и сколько кликнет по ней) - 10%;
- Стоимость клика за переход по рекламе - 10 руб.;
- Конверсию сайта в заявку (правильная структура сайта и другие детали) - 15%;
- Конверсию из заявки в запись (работа администратора) - 70%;
- Конверсию из записи в приход на услугу (человеческий фактор) - 90%.
Поверьте, это ещё не много показателей, может быть и больше. Но этих достаточно, чтобы понять, возможно ли это. В итоге у нас получается (внимательно следите за расчётами):
5 000 человек увидели рекламу ---> перешло на сайт 500 (10% CTR) ---> заплатили за них 5 000 р. (500 человек * 10 руб. клик) ---> из них 75 оставило заявку (15% конверсия сайта) ---> из них администратор записал 52 человека (70% от заявок) ---> 47 пришло в салон красоты (90% от записи).
Какой здесь результат, относительно нашей цели? Отрицательно-положительный. Отрицательный заключается в том, что мы не можем привести через сайт больше 47 человек при таких показателях, в силу отсутствия горячих запросов.
НО! Положительная новость заключается в том, что один клиент нам обходится в 106 рублей (без учёта стоимости других расходов), что лучше, чем мы ожидали. Вот вам и фокус.
Рассчитываем декомпозицию
Если Вы бросились считать всё на калькуляторе или в чуть лучшем случае в экселе, то могу Вас обрадовать. В интернете полно сервисов, где Вы можете онлайн рассчитать декомпозицию целей в Вашем бизнесе и маркетинге, причем разные каналы на самый любой вкус
- Для владельца по желаемой прибыли;
- Для руководителей отделов продаж (РОПа) по количеству необходимых холодных звонков;
- Для маркетолога или интернет-маркетолога, чтобы посчитать эффективность сайта или бюджет рекламной компании.
Скажу больше, Вы можете не искать. Я сделал это за Вас и нашёл сервис, который Вам поможет все рассчитать.
Кстати, вы можете посчитать и свою воронку продаж. На первый взгляд всё это кажется сложным и не “для меня”, но я рекомендую Вам это сделать, сразу откроете глаза на свой бизнес.
Коротко о главном
Мы начали замечать, что в последнее время уходим в какие-то сложные темы. Но настоящий маркетинг как раз в этом и заключается. А не только в количестве фишек, которые Вы знаете, но конечно, это тоже важно.
Уверен, этой статьей я прекрасно доказал Вам, что декомпозиция целей в бизнесе необходима, даже в самой простой форме при применении к бизнесу и маркетингу.
Причём мы делаем её довольно часто, когда ставим себе цели. А делаем, чтобы сразу скорректировать себя и проверить, насколько наши желания реалистичны.
А то мы как Наполеоны, если продать, то сразу на миллионы. Но, увы, цифры порой показывают, что это невозможно при располагаемых ресурсах.
Во втором примере у вас ошибочные расчеты: 5 млн. р. чистой прибыли умножаем на рентабельность 25%, получаем 20 млн. р. общей прибыли. 20 млн. р. делим на средний чек 137 тыс. р. получаем 146 продаж, умножаем на 10 (конверсия 10%) и в итоге получаем ровно 1460 холодных звонков, а не 150000.
5 000 000 * 0,25 = 1 250 000 от куда цифра в 20 000 000?
Спасибо! Подправим :)
Здравствуйте! Спасибо за статью. Почему - то сервисы не выложены!
Выложены. Смотрите внимательнее в статье)