Назовите мне самый известный фильм про маркетинг? Скорей всего ответ будет “99 франков”. Согласен. Отличный фильм, но не совсем про маркетинг.
Он про рекламу. А как на счет “Плутовства (Хвост виляет собакой)”? Тоже шикарный фильм, даже уже почти классика. Только он про PR (пиар).
Получается, фильмов про маркетинг совсем нет? Есть, к примеру, “Семейка Джонсонов”. Но я сейчас не об этом. А о том, что маркетинг, реклама и pr - это как бы одно и тоже, но при этом разница между этими понятиями существует, а значит есть как сходства, так и различия.
Три понятия
Многие думают, что маркетолог при необходимости легко превращается в пиарщика, а рекламщиком он по умолчанию является. Тоже самое можно сказать и наоборот. Всё это неправильная точка зрения. Абсолютно.
Поэтому я хочу, чтобы Вы, читая эту статью, определились для себя наконец-то, что нужно Вам в данный момент времени. А не мешали эти понятия в “один стакан”. И вот почему.
Вторая заглавная буква не случайна, ведь МаркЕтинг - это плохой МАркетинг, как шутит Игорь Манн.
По мне, в этой сложной фразе не хватает шутки “...максимально возможного внимания в рамках заданного бюджета” :)
Факт о PR. Мне очень нравится работа Генри Форда, как специалиста по связям с общественностью. Он производил автомобили с очень крепкими и удобными дверями. И в знак благодарности получил от Бонни и Клайда хвалебное письмо о качестве и удобстве его автомобилей, которые выручают их при грабительстве банков.
Форд умело публиковал эти письма в центральных газетах, тем самым подогревая интерес к его автомобилям. То самое письмо:
Таким образом, Вы прекрасно видите, что если разбираться прямо досконально (как мы всегда и делаем), то пиар и реклама если немного и различаются, то имеют одно большое сходство - оба этих направления / технологии включаются в понятие маркетинг.
Различия пиар и рекламы
Так почему же маркетолог, рекламщик и пиарщик - это разные специалисты и занимаются вроде как похожей, но при этом разной деятельностью? На это я приведу Вам свой любимый пример.
Если Вы ложитесь на операцию, то кому Вы доверите делать анестезию? Анестезиологу или самому хирургу?
Ведь хирург тоже разбирается в том, как сделать наркоз, чтобы не было негативных последствий. Просто немного меньше. Но для Вас это “немного меньше” становится критически важным фактором. Так почему подход компетентности должен меняться касательно маркетинга, пиара и рекламы?
Хорошо, с этим разобрались, давайте теперь разбираться в мелочах. Ведь дьявол как обычно кроется в них. Но перед этим небольшое пояснение.
Как Вы уже поняли, реклама и пиар очень близки друг к другу (а вот маркетинг от них кардинально отличается). Главное их различие в том, что в рекламе, как правило, превалирует экономическая составляющая, а в пиаре социальная.
То есть главная задача рекламы - продать, причем, неважно будет это товар или политический деятель. Пиар же направлен на то, чтобы сформировать положительное общественное мнение вокруг товара или политического деятеля (вспомните фильм, который я приводил).
Сделать так, чтобы потенциальные потребители стали лояльны и доверчивы к нему. И это одно из главных отличий между рекламой и пиаром. В целом же это одно и тоже.
Отличие маркетинга от пиар и рекламы
Чем реклама отличается от PR мы разобрались. Теперь давайте определим сходства и различия между ними и маркетингом.
1. Целевая аудитория
Она не то чтобы разная, но если говорить правильно, более узкая. Правильный маркетинг направлен на удовлетворение потребностей узкого сегмента целевой аудитории.
Пиар же может не думать об этом. У него более широкий круг задач, и соответственно целевая аудитория всегда сильно шире.
2. Оценка результатов
PR деятельность и маркетинг разнятся в измеримости результатов. Результат от маркетинга довольно легко измерить. От него происходит увеличение продаж чаще всего в моменте, за счет правильно выстроенной маркетинговой стратегии и рекламы. Пиар же, в свою очередь, очень тяжело оценить.
Допустим, Вы в свою компанию наняли шикарного специалиста по связям с общественностью. Он отработал не то что на 5 баллов, а на все 10. Все в городе знают Вашу компанию, относятся к ней положительно и даже лояльно.
И благодаря этому Вы решаете поднять цены. Но как оценить, насколько на это (более высокие цены при той же себестоимости = более высокая прибыль) повлиял PR, непонятно. Так как он крайне сложно поддается оценке.
3. Фокусировка
Это именно то, что я пытаюсь донести в течение всей статьи. Новые правила маркетинга и рекламы диктуют свои правила, которые еще в 20-м веке были совершенно другими.
Маркетинг и рекламная деятельность, в отличии от пиара, концентрируются прежде всего на экономической выгоде. Для пиара же экономическая выгода компании стоит на втором (если даже не на последнем) месте, а вот концентрируется он на отношениях с людьми и связях с ними, этим и отличается от них.
4. Взаимопонимание
Если говорить что объединяет эти три слова, можно сказать, что и маркетинг, и PR, и реклама стремятся к созданию наилучшего взаимопонимания между компанией и клиентами. Все эти три инструмента заботятся о компании и о клиентах.
Несколько примеров
Чтобы закрепить финально наше понимание отличий, давайте представим три разных действия из трёх разных слов.
1. Реклама
Вы запускаете новое направление международных транспортных перевозок. А значит, Вам нужно рассказать об этом людям, чтобы они узнали, что у Вас есть такое предложение. Способ донесения информации может быть любой: билборды, штендеры, радио, баннеры на известных сайтах и т.д.
2. PR
Вы - ювелирная компания и хотите поднять свой статус в глазах ВИП-клиентов. Для этого Вы устраиваете специальное мероприятие для этих людей, где они в вечерних платьях просто отдыхают и наслаждаются приездом известного артиста, например.
И конечно же, после всё это мероприятие Вы пиарите по всем каналам рекламы.
3. Маркетинг
Вы - мебельная фабрика, и Вам нужно срочно поднять продажи. Значит Вы придумываете акцию, скрипты для персонала под эту акцию, определяете канал рекламы и моторику всех действий.
И помимо обычного запуска, Вы в ходе реализации следите за происходящим и корректируете по необходимости.
Коротко о главном
Смею предположить, теперь Ваш главный вопрос: “Сможет ли специалист по маркетингу заниматься рекламой или пиаром?” Или если перефразировать: “Существует ли менеджер по маркетингу и pr, который может делать все это?”
На мой взгляд, маркетолог должен знать и уметь делать рекламу (то есть быть рекламщиком) даже без дополнительного обучения и подготовки.
Безусловно, что настоящий креатив (как в фильме “99 франков”) смогут воплотить только профессионалы, но базовую рекламу может настроить Ваш маркетолог.
Пиаром же может заниматься только профессионал своего дела (как правило, это опытный журналист со связями и умением писать тексты для руководителей, пресс-релизы и прочее). Но которого, в свою очередь, невозможно переквалифицировать в нормального, эффективного маркетолога.
Еще раз, маркетолог может быть рекламщиком, но не креативным. А вот пиарщиком он будет отвратительным (если смотреть со стороны эффективности его работы).
И в обратном порядке, пиарщик может быть хорошим рекламщиком, но будет совсем никаким маркетологом.
Подводя итог и разрушая все мифы, человек, который умеет всё - это фантазии, которые несовместимы со здравым смыслом. Для укрепления этих мыслей, можете прочитать нашу статью.
Подумать можно, что нельзя получить образование маркетолога и рекламщика/пиарщика одному человеку. Это такие недопрофессии, по которым даже учить нечего
Один человек может освоить все эти профессии, но сами же понимаете, если углубляться, то в каждой профессии есть свои нюансы
Считаю, что можно и то, и другое! Я сама занималась этим, в результате лучшие торговые точки и простое кафе раскрутила так, что крутые пустовали с интерьером дорогим и ценами доступными!
Вы правы, Екатерина. Лучше искать во всём золотую середину.