Всегда можно найти недоработку в работе другого человека. Ведь человеческий фактор никто никогда не отменял.
Именно поэтому мы очень любим, когда нам скидывают сайты, которые были реализованы в других компаниях с целью аудита и обратной связи по делам насущным. И, как правило, найти с десяток ошибок не составляет труда. Именно о том, какие критерии оценки сайта у нас, мы сейчас и поговорим.
Какой сайт мы оцениваем
Хочу сказать заранее, что мы тоже не идеальны, и тоже периодически ошибаемся, - люди все-таки. Единственное, что отличает нас от многих, это то, что мы готовы получать обратную связь и холодным взглядом оценивать её. Что нельзя говорить о других, когда они получают не то чтобы критику, хотя бы маленькие рекомендации.
Именно поэтому очень важно, чтобы Вы тоже, как и мы, могли посмотреть на свой сайт не только с точки зрения “Красивенько”, но и с точки зрения продающей его части.
Иначе будет, как в цитате компании, которой больше нет: “Сайт есть, но клиентов больше не стало?!”
Небольшая ремарка. Мы являемся разработчиками landing page, обычные (многостраничные) сайты мы не делаем, в силу того, что 90% наших клиентов они просто не нужны.
Поэтому упор приходится на критерии оценки не просто сайта, а именно лендинга. Но это не значит, что они не подойдут и для обычного сайта, просто нужно будет их частично оптимизировать.
Критерии оценки
В 100% виде мы не сможем сейчас с Вами сделать полный чек-лист проверки сайта потому, что в силу определённой специфики каждой сферы есть нюансы, которые сможет разглядеть только специалист при личном осмотре. А за одну статью таким специалистом стать невозможно.
Но всё же мы с Вами выделим сейчас основные зоны сайта, на которые Вам нужно обратить внимание. И выглядеть они будут не как чек-лист, который всё равно никто не использует, а в виде больших категорий.
1. Дизайн
Очень многие спорят, влияет дизайн на конверсию или нет. И наша практика (в том числе, практика а/б тестов) показала, что в дизайне нужно глобально учесть четыре правила:
- Дизайн должен быть не страшным. И это не значит, что нужно делать его максимально красивым.
Как показала статистика, изменения дизайна не сильно сказываются в положительную сторону, при условии, что до этого он не был отвратительным и не отталкивал людей.
То есть он был нейтральным, ни рыба, ни мясо, как говорится.
Конечно, здесь Вы можете начать возмущаться, так как любой человек, в первую очередь, оценивает сайт по картинке.
Но здесь нужно чётко понимать, что для НЕ эстета, разница между красивым и нейтральным небольшая. Даже бесплатные конструкторы сайтов предлагают вполне сносные шаблоны. А то Вы наверное уже представили себе самые страшные сайты мира. - Дизайн должен резонировать с целевой аудиторией. Тут самое интересное и отчасти смешное. И вся радость заключается в том, что мы видели, как страшненькие сайты привлекали внимание лучше, чем те, которые вызывают wow-реакцию.
А всё потому, что они были сделаны не в стиле модных направлений, а в стиле тех направлений, цветов, форм, которые доступно воспринимаются целевой аудиторией и сделаны под аватар клиента. - Шрифт должен быть не Times New Roman. И тоже самое касается всех других стандартных шрифтов. То есть Ваш сайт должен иметь шрифт не из классического списка, но при этом он также должен резонировать с аудиторией (читаем снова пункт 2).
- Изображения должны быть не стоковые. Вот с этим основная проблема многих сайтов. В особенности в блоке “Заказать консультацию”, где все поголовно ставят девушку оператора с гарнитурой на голове, которая выглядит, как типичная американка, а вот имён у неё не меньше сотни русских. Выглядит это довольно смешно.
2. Юзабилити
Тут всё довольно просто. Нужно мыслить не как владелец сайта, а как пользователь, который первый раз попал на Ваш сайт, и не просто попал, а ищет конкретную информацию.
И если у Вас легко её найти в несколько кликов, то считайте, тест пройден. Если с этим проблема, то могу сказать точно, нужно исправлять.
Для определения того, хорошо все у Вас или всё плохо, нужно взять фокус-группу, желательно из свой целевой аудитории, и дать им задание сделать определённое действие на сайте.
Либо провести “тест Бабушкой”, для этого Вам нужна одна бабушка и Ваш сайт. Просто ей открываете его и говорите: “Поизучай наш сайт, посмотри его”. После того, как обряд пройдёт успешно, нужно спросить насколько было всё удобно, что понравилось, что не понравилось, и всё в этом духе.
Если таких людей нет, то используйте вебвизор и карту скроллинга от яндекс.метрики, которые позволяют Вам смотреть все действия посетителей на Вашей странице.
Это все бесплатно, и скорее всего у Вас даже включено, если Вы ставили себе Яндекс.Метрику. Выглядит это кстати так.
Как Вы поняли, нет стандартов в чистом виде по юзабилити, разные люди привыкли видеть разные элементы, в разных местах, и в разной реализации.
И это доказывает опять же наша практика, где мы видим, как на некоторых сайтах, некоторые люди на вот такие кавычки «», реагирует, как на стрелочки.
Кто бы мог подумать?! Именно поэтому нет ничего лучше обычного теста с обычными людьми. И чем их больше, тем лучше.
3. Стиль текста и ошибки
Обязательный критерий оценки сайта - это тексты, так как это второй источник донесения информации после изображений. И поэтому Ваши тексты должны быть опять же подходящими, как и картинки.
То есть они должны быть написаны словами клиентов, должны учитывать свойства-преимущества-выгоды, Вы-подход и должны быть не стандартны. Для этого однозначно стоит поучиться, как написать продающий текст.
Ошибки грамматические и пунктуационные, лично для нашей компании, это самая большая проблема.
После того, как нам периодически наши читатели скидывают скрины с ними, мы уже ни в чём не уверены, хотя каждый из нас в начале бил пяткой в грудь, что у него пятёрка по русскому.
Ну, и очевидно, что для людей, которые их находят, такие ошибки могут стать последними, что он у Вас увидит, так как просто возьмёт, разочаруется и уйдёт навсегда. Такое, увы, бывает.
4. Содержание сайта
Раньше сайты -“интриганы” пользовались успехом, в особенности, лендинги, где для людей было в новинку видеть форму, в которой оставляешь свои данные и после чего ждёшь магии, то есть звонка менеджера.
Сейчас мы замечаем, что наоборот нужно стараться играть максимально открыто, и посетители принимают своё решение в сторону тех компаний, которые не побоялись и выложили свои цены, условия, команду на сайте.
Подводя итог по этому блоку, может появиться ощущение, что правильный портал это тот, который раскрывает всё о себе.
Но это не так, Вы должны раскрыть 90% информации, остальное оставить, чтобы клиент всё же решил позвонить Вам. Что будет входить в оставшиеся 10 процентов, тут у всех компаний по-разному.
5. Вёрстка
На практике, в программировании маркетолог или руководитель редко когда понимают, и это нормально, так как каждый должен заниматься тем, чем он занимается.
Но всё же при плохой вёрстке (программировании) сайта, он может отображаться некорректно, долго грузиться и не выполнять требуемых задач. Из-за этого клиенты, в прямом смысле слова, бесятся и уходят.
Потому, что они сразу же автоматически считают Вашу организацию не надёжной, раз Вы даже сайт нормальный сделать не можете.
Поэтому, если у Вас сайт плохо выглядит с точки зрения программного кода, то лучше вообще его закройте от глаз людей, чем он будет такой. Хотяяя...есть один вариант, но только если с него приходят клиенты, что может быть только при условии полного отсутствия конкурентов.
Кстати, чтобы проверить сайт, можете использовать этот сервис validator.w3.org. И сразу Вас хочу предупредить, добиться полного отсутствия ошибок, можно сказать, невозможно, да и смысла нет.
6. SEO-оптимизация
Довольно сложная тема, потому что вникнуть в seo-маркетинг сразу довольно сложно. И я уже даже не говорю про оптимизацию в целом.
Но Вам нужно предусмотреть, чтобы Ваш сайт был адаптирован под ключевые запросы и адаптирован для удобного восприятия поисковыми системами, например, он должен быстро загружаться, и проверить это можно здесь developers.google.com
Честно Вам скажу, я понимаю неплохо в сео и всё равно отдаю это специалисту. Так как, во-первых, работа эта довольно рутинная, а, во-вторых, чтобы в ней разобраться, нужно выучить массу сложных слов (meta, robots, xml, h1, теги, хвосты, нч и т.д.).
Это занимает довольно много времени, когда я лучше инвестирую его в другие задачи по моему прямому назначению.
7. Живость
Название критерия не от слова “животные”, а от слова “жизнь”. И заключается он в том, что Ваш сайт не должен быть похож на умирающего лебедя, который, судя по всем признакам, готовится на покой.
Обычно таким признаком среди сайтов является новостная лента, которая обновлялась несколько лет тому назад.
Либо старые даты в самом низу сайта, где пишут его дату создания и действия. Исходя из этого, убедитесь, что у Вас нет признаков старения сайта, потому что это отталкивает клиентов.
Коротко о главном
Частично статья получилась немного общей, но наверное сама тема подразумевает под собой это.
Ведь каждый критерий можно ещё расписать на несколько статей. Наверное, что я и сделаю, раз пошла такая шумиха. Готов услышать Ваши комментарии, с чего стоит начать (для этого напишите их ниже).
Ну и также хочу напомнить, что всё относительно, и то, что мы конкурируем в рамках своей территории продаж. А это значит, возможно Вам и не нужно равняться на мировые бренды и пытаться сделать то же самое, что и у них.
Для начала сделайте анализ сайтов основных конкурентов и уже затем принимайте решение что делать дальше.
если не сложно оцените www.region99.ru
Никита, спасибо за статью. Как раз сейчас провожу анализ конкурентов. Используем
некоторые советы из вашей статьи))))