Мотивация продавца магазина: 6 обязательных пунктов

Содержание

Знаете, какое у нас было самое нелюбимое занятие в консалтинге розничных магазинов? Нет, не отчетность! И не придумывание новых маркетинговых акций. Самое нелюбимое занятие - это мотивация сотрудников в магазине.

И не потому, что постоянно приходится придумывать индивидуальную систему мотивации продавцов для магазина, а потому, что после внедрения, нам приходится постоянно искать новых продавцов на освободившуюся должность.

Влияние мотивации

Вот Вам типовая ситуация: продавец работает в одной компании много лет, труд его оплачивается по стандартной схеме - оклад + процент. Всё бы ничего, но тут приходят какие-то ребята и начинают устанавливать какие-то планы продаж, внедрять конкурсы для персонала и, в принципе, зажимать со всех сторон. Мысли у продавца одни - послать всех и уйти из такого недружелюбного к персоналу магазина.

Да да, при введении новой мотивационной схемы (а наши нововведения повышают продажи на 30, 55 и даже 150%) старые продавцы или начинают лучше продавать или увольняются.

Но бояться этого не надо. Во-первых, это значит, что можно взять новых уже на меньшую зарплату, но отработанную стимулирующую схему. А во-вторых, сейчас в Москве по данным Head Hunter на вакансию “Продавец магазина” 28 резюме, и наверняка среди них есть ценные кадры.

Элементы мотивационной схемы

Давайте разберемся, что же должно быть в мотивационной схеме продавца, чтобы Вы, как владелец, получали больше прибыли:

1. Оклад

Должен быть в любом случае. Персонал должен знать, что хоть какие-то минимальные деньги он получит за свою работу, ведь не всё зависит от него. Говоря простым языком - минимальная оплата сотруднику за выполнение им его минимальных обязанностей.

На правах рекламы

2. План продаж

Корабль должен знать, куда плыть. Сейчас уже не работает такая вещь, как - нужно продавать максимум, сколько Вы сможете! А мы для этого дадим им общее направление, инструменты, и пусть они приносят нам прибыль.

В кризис главные понятия - это точность и быстрота. Поэтому для точности, Вам крайне необходим план продаж. Он может быть на месяц или год для всего магазина, либо на месяц или день для продавца/смены.

О том, как ставить план продаж именно в розничном магазине, я расскажу в отдельной статье. А то часто спрашивают, как поставить, если есть сезонность, или нет статистики.

3. Проценты или бонусы

Этот метод мотивации можно реализовать в двух вариантах, о каждом из них расскажу подробнее.

3.1. Прогрессирующий процент

Продавцы должны зарабатывать. И желательно много! Но только в том случае, если они действительно много продают.

Для этого и существуют прогрессирующие проценты. И вот пример, как такой вид зарплаты выглядел в одном из магазинов, где мы вели консалтинг.

мотивация продавца магазина прогрессирующий процент
Прогрессирующий процент

Этот способ хорош для маленького магазина или небольшого павильона, где работают 1-2 смены.

3.2. Фиксированные бонусы

Такой вариант оплаты плавающей части будет актуален в двух случаях:

  1. Вы хотите, чтобы Ваши продавцы получали в среднем __ рублей/мес, и не было огромных скачков по зарплате из месяца в месяц (то 25 т.р., то 80 т.р., то 32 т.р.);
  2. У Вас сеть из 3-х и более магазинов, и Вы хотите, чтобы продавцы получали плюс-минус одинаковую зарплату, при этом планы продаж во всех точках разные.

Если Вы узнали себя в этих двух пунктах, то можете использовать именно эту схему для начисления заработной платы.

мотивация продавца магазина фиксированные бонусы
Фиксированный бонус

При её использовании Вы можете ставить любой план продаж, главное, чтобы работник всегда помнил: чем больше он продаст, тем больше получит.

А Вы будете примерно знать, сколько Вам нужно будет заплатить своим сотрудникам в конце месяца и, тем самым, рассчитывать фонд оплаты труда не только на месяц, но и даже на год.

Важно. Если у Вас в компании есть проблема выдачи скидок “налево и направо”, то исчисляйте заработную плату работника не с оборота, а с прибыли компании.

Дополнительные элементы мотивации

Помимо оклада, прогрессирующих процентов и фиксированного бонуса, нужно обратить внимание и на другие дополнительные “пряники” и нюансы, которые сделают Ваших продавцов похожими на армию Наполеона.

1. Бонус за выполнение доп. обязанностей

За использование скриптов, поддержание мерчандайзинга, уборку магазина и тому подобное. За все это нужно также поощрять в виде конкретной измеримой суммы.

Важно. Основные, сложно реализуемые продавцами задачи, нужно вынести в отдельный бонус.

Тем самым Вы якобы даёте своему сотруднику заработать, и тогда, например, штраф воспринимается более мягко. Так происходит потому, что Вы дали ему возможность, но он сам ею не воспользовался. Тонкий психологический момент, а хорошо влияет на имидж руководителя.

Интересно. Если Вы всерьез задумались о скриптах, то можете приобрести шаблон под задачу (на основании опыта 957 компаний) -> тут.

2. Бонус за достижение

Помимо основных бонусов можно выдавать деньги за достижение определённой планки, например, выдать каждому по 3 000 рублей за достижение плана на 100% каждым продавцом или за достижение общего плана всеми продавцами.

3. Сверх-скорость

Это когда продавец выполняет план на 100-120+ процентов и его процент очень сильно вырастает, например, с 7 до 12 сразу. Нужно это, в первую очередь, для того, чтобы продавец приучался не только достигать плана, но и стремился перевыполнить его.

4.Повышенный процент

За продажу, например, неликвидного или залежавшегося товара можно повышать процент. Мы у себя в компании называем это "товарами группы Б". Таким образом мы поднимали средний чек в розничном магазине на 20% за месяц. А это, согласитесь, не так уж мало.

Лайфхак. Если у Вас работают 2 продавца или 2 смены, то Вы можете ввести приз, например, в 5 тысяч рублей тому продавцу или той смене, которая продаст наибольшее количество определенного товара за эту неделю.

Советы по работе с персоналом

Для максимального повышения эффективности работы продавцов нужно разработать гармоничную систему мотивации. При её создании желательно учитывать следующиие рекомендации:

  1. Не спешите с применением стимулов. Лучше сначала выписать все планируемые мероприятия и продумать их влияние друг на друга;
  2. При индивидуальных стимулах эффективность продаж усиливается лучше, чем при коллективных;
  3. Штрафы слабо стимулируют работников и приводят лишь к нарастанию напряженности в коллективе;
  4. Формула расчета бонусов должна быть простой и понятной;
  5. При формировании системы мотивации следует учитывать мнение персонала. Важно, чтобы работники считали её справедливой.

В небольших магазинах методы стимулирования продавцов-консультантов следует разрабатывать с учетом психологических потребностей каждого работника. Это позволит сохранить их позитивное отношение к работе, увеличит прибыльность бизнеса и уменьшит кадровую текучку.

Коротко о главном

Самое грустное, что сделать правильную мотивацию продавца магазина с первого раза вряд ли получится. Возможно, что кто-то уволится, или придется изменить что-то в мотивации. Но если продажи повысятся, а зарплата не изменится (чуть не написал уменьшится), то разве это не то, ради чего все стоит затевать? Поэтому ещё раз повторим основные правила:

  1. У Вашего продавца всегда должен быть оклад;
  2. Старые стимулирующие схемы из серии “оклад + процент” - пережиток прошлого;
  3. Правильно работающая мотивационная схема без плана продаж - ничто.

И небольшое резюме: мотивационные мероприятия должны в итоге приводить к повышению эффективности работы продавцов. О положительном результате будет свидетельствовать увеличение продаж, рост среднего чека, увеличение конверсии. И помните: мотивированный сотрудник - эффективный сотрудник :)

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Автор Никита Жестков
15 Комментариев
Гость

Добрый день . У меня розничный магазин муз.инструментов. Мотивация на данный момент: оклад+0,5% от общей выручки магазина (не от личных продаж). В смену работает 4 продавца, всего 3 зала (разделены по тематике), при этом выручку магазина делает 80% только один зал, остальные совсем немного, а проценты получают от общей выручки. На мой взгляд, менеджеры двух залов, которые не приносят доход, не замотивированы Было собрание, на котором я озвучила, что хочу ввести процент с индивидуальных продаж. На что практически все продавцы отреагировали отрицательно, мотивируя это тем, что начнутся споры и что не такая большая посещаемость ( к сожалению она упала в два раза по сравнению с прошлым годом). Подскажите, правильно ли я мыслю, что нужно ввести индивидуальные % со своих продаж?

Ответить    
Гость

Добрый день!
Есть ли у вас скрипты по исходящим звонкам для продавцов розничной торговли?

Ответить    
Гость

Никита, добрый день!
Есть кейс:
Вы поставщик продукции в сеть магазинов Х.
Продажи вашей продукции в сети оставляют желать лучшего.
Ваша потребность - увеличить продажи продукции.
Стандартный набор воздействия на конечного потребителя не производит должного эффекта (золотая полка, POSM, торцы/паллеты).
Логично, что здесь необходимы дополнительные инструменты воздействия на покупателей, а именно - стимулирование продавцов, которые будут рекомендовать вашу продукцию конечным покупателям.
Нюансы:
-товар уже приобретён сетью магазинов, т.е. фактически он уже не ваш, а перешёл в собственность сети,
-ваша компания является на 100% законопослушной и не приемлет серых касс и схем поощрений.
Вопрос, а как в случае с мотивацией продавцов на продажу продукции обойти такой юридический аспект, как коммерческий подкуп (административный кодекс, статья 19.28)?

Ответить    
Дарья Гаврилова

Спасибо за статью.

Ответить    
Гость

Здравствуйте! У меня маленький магазин косметики и 1 продавец. Мы открыли ещё косметологический кабинет в этом же здании. Косметолог тоже должен быть «подвязан» на продажи, но как разделить кому какой % выплачивать, если: весь товар находится в одном помещении, клиенты могут быть общие, продавец на окладе работает ежедневно, косметолог без оклада, выходит под запись.

Ответить    
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Заберите подарок
Picture: Like
97 секретов для инстаграм:
подписчики, лайки, охват и оформление

Скачайте методичку и внедрите самые актуальные фишки для взрывного продвижения профиля

Получить
Подпишитесь на рассылку
Picture: Subscribe
Дайджест новых статей
+ неопубликованное от in-scale

Получайте каждую неделю полезные и рабочие материалы для улучшения Вашего бизнеса

Подписаться