Знаете, какое у нас было самое нелюбимое занятие в консалтинге розничных магазинов? Нет, не отчетность! И не придумывание новых маркетинговых акций. Самое нелюбимое занятие - это мотивация сотрудников в магазине.
И не потому, что постоянно приходится придумывать индивидуальную систему мотивации продавцов для магазина, а потому, что после внедрения, нам приходится постоянно искать новых продавцов на освободившуюся должность.
Влияние мотивации
Вот Вам типовая ситуация: продавец работает в одной компании много лет, труд его оплачивается по стандартной схеме - оклад + процент. Всё бы ничего, но тут приходят какие-то ребята и начинают устанавливать какие-то планы продаж, внедрять конкурсы для персонала и, в принципе, зажимать со всех сторон. Мысли у продавца одни - послать всех и уйти из такого недружелюбного к персоналу магазина.
Да да, при введении новой мотивационной схемы (а наши нововведения повышают продажи на 30, 55 и даже 150%) старые продавцы или начинают лучше продавать или увольняются.
Но бояться этого не надо. Во-первых, это значит, что можно взять новых уже на меньшую зарплату, но отработанную стимулирующую схему. А во-вторых, сейчас в Москве по данным Head Hunter на вакансию “Продавец магазина” 28 резюме, и наверняка среди них есть ценные кадры.
Элементы мотивационной схемы
Давайте разберемся, что же должно быть в мотивационной схеме продавца, чтобы Вы, как владелец, получали больше прибыли:
1. Оклад
Должен быть в любом случае. Персонал должен знать, что хоть какие-то минимальные деньги он получит за свою работу, ведь не всё зависит от него. Говоря простым языком - минимальная оплата сотруднику за выполнение им его минимальных обязанностей.
2. План продаж
Корабль должен знать, куда плыть. Сейчас уже не работает такая вещь, как - нужно продавать максимум, сколько Вы сможете! А мы для этого дадим им общее направление, инструменты, и пусть они приносят нам прибыль.
В кризис главные понятия - это точность и быстрота. Поэтому для точности, Вам крайне необходим план продаж. Он может быть на месяц или год для всего магазина, либо на месяц или день для продавца/смены.
О том, как ставить план продаж именно в розничном магазине, я расскажу в отдельной статье. А то часто спрашивают, как поставить, если есть сезонность, или нет статистики.
3. Проценты или бонусы
Этот метод мотивации можно реализовать в двух вариантах, о каждом из них расскажу подробнее.
3.1. Прогрессирующий процент
Продавцы должны зарабатывать. И желательно много! Но только в том случае, если они действительно много продают.
Для этого и существуют прогрессирующие проценты. И вот пример, как такой вид зарплаты выглядел в одном из магазинов, где мы вели консалтинг.
Этот способ хорош для маленького магазина или небольшого павильона, где работают 1-2 смены.
3.2. Фиксированные бонусы
Такой вариант оплаты плавающей части будет актуален в двух случаях:
- Вы хотите, чтобы Ваши продавцы получали в среднем __ рублей/мес, и не было огромных скачков по зарплате из месяца в месяц (то 25 т.р., то 80 т.р., то 32 т.р.);
- У Вас сеть из 3-х и более магазинов, и Вы хотите, чтобы продавцы получали плюс-минус одинаковую зарплату, при этом планы продаж во всех точках разные.
Если Вы узнали себя в этих двух пунктах, то можете использовать именно эту схему для начисления заработной платы.
При её использовании Вы можете ставить любой план продаж, главное, чтобы работник всегда помнил: чем больше он продаст, тем больше получит.
А Вы будете примерно знать, сколько Вам нужно будет заплатить своим сотрудникам в конце месяца и, тем самым, рассчитывать фонд оплаты труда не только на месяц, но и даже на год.
Дополнительные элементы мотивации
Помимо оклада, прогрессирующих процентов и фиксированного бонуса, нужно обратить внимание и на другие дополнительные “пряники” и нюансы, которые сделают Ваших продавцов похожими на армию Наполеона.
1. Бонус за выполнение доп. обязанностей
За использование скриптов, поддержание мерчандайзинга, уборку магазина и тому подобное. За все это нужно также поощрять в виде конкретной измеримой суммы.
Тем самым Вы якобы даёте своему сотруднику заработать, и тогда, например, штраф воспринимается более мягко. Так происходит потому, что Вы дали ему возможность, но он сам ею не воспользовался. Тонкий психологический момент, а хорошо влияет на имидж руководителя.
2. Бонус за достижение
Помимо основных бонусов можно выдавать деньги за достижение определённой планки, например, выдать каждому по 3 000 рублей за достижение плана на 100% каждым продавцом или за достижение общего плана всеми продавцами.
3. Сверх-скорость
Это когда продавец выполняет план на 100-120+ процентов и его процент очень сильно вырастает, например, с 7 до 12 сразу. Нужно это, в первую очередь, для того, чтобы продавец приучался не только достигать плана, но и стремился перевыполнить его.
4.Повышенный процент
За продажу, например, неликвидного или залежавшегося товара можно повышать процент. Мы у себя в компании называем это "товарами группы Б". Таким образом мы поднимали средний чек в розничном магазине на 20% за месяц. А это, согласитесь, не так уж мало.
Советы по работе с персоналом
Для максимального повышения эффективности работы продавцов нужно разработать гармоничную систему мотивации. При её создании желательно учитывать следующиие рекомендации:
- Не спешите с применением стимулов. Лучше сначала выписать все планируемые мероприятия и продумать их влияние друг на друга;
- При индивидуальных стимулах эффективность продаж усиливается лучше, чем при коллективных;
- Штрафы слабо стимулируют работников и приводят лишь к нарастанию напряженности в коллективе;
- Формула расчета бонусов должна быть простой и понятной;
- При формировании системы мотивации следует учитывать мнение персонала. Важно, чтобы работники считали её справедливой.
В небольших магазинах методы стимулирования продавцов-консультантов следует разрабатывать с учетом психологических потребностей каждого работника. Это позволит сохранить их позитивное отношение к работе, увеличит прибыльность бизнеса и уменьшит кадровую текучку.
Коротко о главном
Самое грустное, что сделать правильную мотивацию продавца магазина с первого раза вряд ли получится. Возможно, что кто-то уволится, или придется изменить что-то в мотивации. Но если продажи повысятся, а зарплата не изменится (чуть не написал уменьшится), то разве это не то, ради чего все стоит затевать? Поэтому ещё раз повторим основные правила:
- У Вашего продавца всегда должен быть оклад;
- Старые стимулирующие схемы из серии “оклад + процент” - пережиток прошлого;
- Правильно работающая мотивационная схема без плана продаж - ничто.
И небольшое резюме: мотивационные мероприятия должны в итоге приводить к повышению эффективности работы продавцов. О положительном результате будет свидетельствовать увеличение продаж, рост среднего чека, увеличение конверсии. И помните: мотивированный сотрудник - эффективный сотрудник :)
Добрый день . У меня розничный магазин муз.инструментов. Мотивация на данный момент: оклад+0,5% от общей выручки магазина (не от личных продаж). В смену работает 4 продавца, всего 3 зала (разделены по тематике), при этом выручку магазина делает 80% только один зал, остальные совсем немного, а проценты получают от общей выручки. На мой взгляд, менеджеры двух залов, которые не приносят доход, не замотивированы Было собрание, на котором я озвучила, что хочу ввести процент с индивидуальных продаж. На что практически все продавцы отреагировали отрицательно, мотивируя это тем, что начнутся споры и что не такая большая посещаемость ( к сожалению она упала в два раза по сравнению с прошлым годом). Подскажите, правильно ли я мыслю, что нужно ввести индивидуальные % со своих продаж?
Добрый день!
Есть ли у вас скрипты по исходящим звонкам для продавцов розничной торговли?
Никита, добрый день!
Есть кейс:
Вы поставщик продукции в сеть магазинов Х.
Продажи вашей продукции в сети оставляют желать лучшего.
Ваша потребность - увеличить продажи продукции.
Стандартный набор воздействия на конечного потребителя не производит должного эффекта (золотая полка, POSM, торцы/паллеты).
Логично, что здесь необходимы дополнительные инструменты воздействия на покупателей, а именно - стимулирование продавцов, которые будут рекомендовать вашу продукцию конечным покупателям.
Нюансы:
-товар уже приобретён сетью магазинов, т.е. фактически он уже не ваш, а перешёл в собственность сети,
-ваша компания является на 100% законопослушной и не приемлет серых касс и схем поощрений.
Вопрос, а как в случае с мотивацией продавцов на продажу продукции обойти такой юридический аспект, как коммерческий подкуп (административный кодекс, статья 19.28)?
Спасибо за статью.
Здравствуйте! У меня маленький магазин косметики и 1 продавец. Мы открыли ещё косметологический кабинет в этом же здании. Косметолог тоже должен быть «подвязан» на продажи, но как разделить кому какой % выплачивать, если: весь товар находится в одном помещении, клиенты могут быть общие, продавец на окладе работает ежедневно, косметолог без оклада, выходит под запись.