Партизанский маркетинг: 6 примеров-кейсов

Содержание

Когда мы только начинали свою консалтинговую деятельность, то старались обходиться малозатратными способами и не тратили у клиентов много денег на рекламу.

Сейчас-то я понимаю, чтобы ХОРОШО заработать - нужно вложиться. Вложения могут быть 2х видов, либо деньги, либо время. И иногда время обходится дороже, чем деньги.

Поэтому нужно искать оптимальные варианты рекламы и предлагать клиенту. Но иногда хочется сделать что-то вирусное и при этом малозатратное, так называемый, партизанский маркетинг.

Реклама без бюджета

Если Вы не в курсе, что это такое, и кем он был придуман партизанский маркетинг, то в Википедии уже все написано, советую прочитать. Довольно интересно, но всё же я коротко расскажу.

Партизанский маркетинг - малобюджетные способы рекламы и маркетинга, позволяющие эффективно продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая, или почти не вкладывая, денег.

Проще говоря, это альтернатива более дорогой рекламе (телевидению, радио и прочим) с использованием дешевых рекламоносителей, различных уловок и хитростей.

Виды и особенности скрытого маркетинга, его примеры и простые способы в действии, которые можно использовать в Вашем бизнесе, об этом и пойдет разговор в этой статье!

Ключевые особенности партизанского маркетинга

Как было сказано выше, главная фишка партизанского маркетинга - сведение материальных затрат к минимуму. Он направлен на то, чтобы найти новые, необычные идеи, которые нередко обходятся в смешные деньги. И можно выделить следующие особенности этой разновидности маркетинга:

  1. Оригинальный подход к презентации продукта или бренда, высокая степень креатива при формировании стратегии;
  2. Минимальные финансовые затраты или их отсутствие;
  3. Применение эпатажных средств привлечения внимания, которые могут, в некоторой степени, идти вразрез с общепринятыми моральными нормами;
  4. Использование способов психологического давления, позволяющих склонить потенциального клиента к совершению покупки;
  5. Использование каждого приема только единожды (повтор одного и того же нестандартного способа привлечения внимания более одного раза обычно малоэффективен.

Итак, при использовании партизанского маркетинга на первое место подходят не идеально налаженные стандартные инструменты рекламы, а яркие, необычные, нетривиальные и запоминающиеся приемы.

Примеры такой рекламы

Партизанский маркетинг в действии довольно часто можно встретить за границей. Это точно такой же вид маркетинга, как и все другие.

Однако, в России такой популярностью он пока не пользуется (хотя имя Александра Левитаса, как специалиста по партизанскому маркетингу, известно многим). Но тем не менее, примеры российского партизанского маркетинга ниже тоже будут.

Пример 1. Сарафанное радио

К примеру, один из ресторанов практически не тратит деньги на рекламу. Главная статья его затрат - он бесплатно кормит парикмахеров, причем на очень достойном уровне как по сервису, так и по качеству еды.

А все мы знаем, что парикмахеры/визажисты/стилисты это те, кто находится в особом доверии у людей, особенно у женщин,они постоянно разговаривают с ними и рассказывают свои новости.

И, как Вы понимаете, посещение ресторана и было самой лучшей новостью, поэтому его советовали с большой охотой. Такое вот скрытое стимулирование сарафанного радио.

партизанский маркетинг сарафанное радио
Ты серьезно!? Расскажи подробнее

К слову, самые горячие клиенты приходят по сарафанному радио. Их даже убеждать в покупке не надо, они уже “созрели”. Поэтому подобный вариант партизанского маркетинга очень и очень хорош.

Кстати, мы его тоже использовали. В немного измененном виде, но все же, в кафе нашего клиента.

Пригласили на бесплатную дегустацию кофе и еды лидеров мнений в его городе. Красиво оформили пригласительные, и они еще до посещения дегустации выкладывали их в своих социальных сетях.

А поскольку дегустация прошла на ура, отзывы были весьма и весьма довольные. Кстати, многие из приглашенных потом стали постоянными посетителями кафе.

Пример 2. Вирусное видео

Партизанский и вирусный маркетинг идут рука об руку. Поэтому Вашему вниманию еще один способ партизанского маркетинга. Мы давно хотим воплотить такой способ у какого-либо клиента, но до сих пор не реализовали - это съемка вирусного видео.

Простой пример - шеф-повар ресторана поет или танцует на кухне, готовя при этом для посетителей. Съемка может происходить или на скрытую камеру или с “имитацией съемки на скрытую камеру”.

Потом выкладываем видео на всех социальных площадках (если видео действительно хорошее, то начнет расходится самостоятельно). Один из примеров такого видео - “Хомяк троллит ДПСника”, поэтому посмотрите ;)

Съемка обошлась в прямом смысле слова в 3 копейки, а почти 2 миллиона просмотров принесли заказов интернет магазину Е5.ru. Заказов тех самых хомяков на полгода вперед.

На самом деле, вирусное видео, наверное один из самых лучших способов реализовать скрытый маркетинг в социальных сетях на данный момент.

Во-первых, его смотрят все активнее и активнее (к примеру, в одной из популярнейших соцсетей Instagram*), а во-вторых, снять его довольно несложно. Подробнее о вирусном видео можно прочитать в нашей статье.

Пример 3. Другой продукт

Еще один неплохой пример скрытого маркетинга - наклеивать на оборотную сторону монеток рекламу своей компании. Чтобы было понятней, смотрите картинку.

партизанский маркетинг пример реклама на монетах
Реклама на монетах

На ней обычная десятирублевая монета, которая выдается в качестве сдачи в сети студий соляриев.

Способ достаточно простой и эффективный, однако, придется запариться как по изготовлению наклеек, так и по наклейке их на монеты. Эффект можно заметить не сразу, но как один из вариантов дополнительного канала рекламы - очень даже не плохо.

Клоны примера 1

1. Рисунки на асфальте это то, что раньше было популярно и действительно воспринималось, как партизанский маркетинг и несло клиентов, сейчас карается законом.

Поэтому, если Вы совсем совсем начинающий предприниматель, то я крайне не советую его использовать, лучше найдите что-то другое. 

партизанский маркетинг реклама на асфальте
Реклама на асфальте

2. Старые автомобили, которые стоят на месте, но при этом сверху до низу разукрашены рекламой. Как правило, выкупается пара таких автомобилей (желательно интересно выглядящих и на ходу), обвешиваются рекламными щитами и паркуются в самых людных местах.

партизанский маркетинг реклама на авто
Реклама на автомобиле

Пример 4. Эпатажная акция

Вообще, если говорить об эффективности партизанского маркетинга, то это может быть даже какая-то рекламная кампания с громкой акцией, которую раструбят все СМИ.

Идеальный пример, который все приводят - это рекламная кампания Евросети, которую они провели 1 апреля 2002 года.

Каждый, кто приходил в их салон в этот день без одежды (СОВСЕМ), получал в подарок сотовый телефон. Любителей бесплатных телефонов оказалось очень много, но зевак еще больше. А уж СМИ, ТВ и радио, которые все это снимали, документировали и прочее, просто несметное количество.

партизанский маркетинг эпатажная акция
Эпатажная акция в Евросети

После этой акции продажи у Евросети возросли в разы. Акцию в той или иной интерпретации пытаются повторить до сих пор, но видимо нынешним руководителям не хватает той наглости и эпатажа, что были у руководства Евросети, нынешним руководителям не хватает.  

Клоны примера 4

Вот пара вариантов партизанского маркетинга, про которые я знаю, а значит слухи все-таки дошли:

Магазин одежды. В него можно было зайти в нижнем белье и получить бесплатно то, что ты успевал на себя надеть за определённое время.

Джинсовый магазин. Если ты при всех порвешь джинсы на себе, то можешь выбрать себе новые в магазине совершенно бесплатно.

Теле2. На выставке сотовой связи в Санкт-Петербурге произвели фурор тем, что пара промоутеров под их брендом носила гроб. ГРОБ, Карл! С надписью “Дорогая связь”. Конечно же все были в шоке и транслировалось это в разные источники.

партизанский маркетинг теле 2
Партизанский маркетинг от Теле 2

Пример 5. Партнёрство

Вообще, лично я считаю, что партизанский малозатратный и вирусный маркетинг - это партнёрство или, выражаясь модным словом, “коллаборация”. Примеры:

Пример 1. В кабинете у стоматолога зубная компания, производящая пасты и ополаскиватели для зубов, разместила надпись на потолке (а Вы знаете, что именно в потолок мы все и смотрим, сидя в стоматологическом кресле?) - “Хотите больше никогда не видеть этот скучный потолок? Наша зубная паста поможет!”

Пример 2. Один мой знакомый юрист, занимающийся возмещением денег после ДТП, доплачивал врачам травматологии за то, что они раздавали его визитки попавшим в ДТП. Звонили ему даже ночью, но зато от клиентов отбоя не было.

В общем, помните, что партнерство с бизнесом, у которого та же самая целевая аудитория, но при этом Вы не конкурируете напрямую - очень хорошая идея. 

Кому нужен партизанский маркетинг

А кому же он будет полезен? Ведь, как правило, партизанский маркетинг в действии приравнивают к малобюджетным способам привлечения клиентов, что, в свою очередь, равно рекламе для малого бизнеса.

А порой даже и для стартапов. Ну нет денег, используй партизанский маркетинг и рисуй свое предложение на асфальте. Кстати, зачастую именно из-за этого отношения к нему, методы партизанского маркетинга крайне недолюбливают опытные бизнесмены.

Однако, это в корне не верно. Особенности партизанского маркетинга в том, что он может подойти любому бизнесу. Как малому, так и среднему, и даже большому. Вопрос только в том, как его использовать? 

Если Вы - малый бизнес, то, конечно, методы партизанского маркетинга будут для Вас одним из главных способов привлечения клиентов (особенно на старте);

Если Вы - средний бизнес, и у Вас уже есть бюджет на рекламу, то можете использовать партизанский маркетинг как способ увеличить эффективность размещения рекламы;

Пример. Один наш клиент, занимающийся бурением скважин, на основе разработанного нами УТП внедрил следующее: они стали показывать бурение скважин на своем сайте онлайн.

То есть пользователь мог зайти на сайт и посмотреть, как проходит процесс бурения, в каком состоянии оставляется участок после бурения и прочее.

Такое внедрение стало отличным инструментом дополнительного привлечения клиентов, так как это стали обсуждать, а о компании рассказывать.

Если Вы - крупный бизнес, то это будет отличный способ дотянуться до аудитории, на которую Вы, как правило, не обращаете внимания.

А если Вы действительно крупный бизнес, то можете даже позволить использовать долгосрочный партизанский маркетинг. Как в свое время это сделала в США компания Apple.

Они подарили всем школам в штате Калифорния персональные компьютеры. Такое благодеяние сделало их имя довольно известным, однако, конечная цель была в другом. Буквально через 5-10 лет они получили целое поколение поклонников, которые выросли на продукции Apple.

Важно. Выжимайте из бизнеса максимум с помощью нашей методички формата “фишечная стратегия”. В ней самый сок из сотен тренингов и книг по маркетингу и продажам. А также концентрат успешных действий. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “200+ фишек маркетинга: от привлечения до удержания

Коротко о главном

Есть уйма примеров про партизанский маркетинг в интернете, и мы не ставили целью собрать в этой статье все возможные примеры и кейсы.

Если хотите еще примеров, вполне обкатанных и рабочих, то можете посмотреть блог Алекса Левитаса, он считается экспертом №1 в России по партизанскому маркетингу.

Забавно то, что его фамилия Левитас, а фамилия того, кто придумал партизанский маркетинг - Левинсон ;) Но будем думать, что это просто совпадение. И напоследок, самое главное, что я хочу донести до Вас:

  1. Нужно использовать данный канал, но не в первую очередь, ведь как я уже писал, потраченное на креатив и прочее время может оказаться дороже;
  2. Нужно быть осторожными при реализации, а то все может сработать в обратную сторону. И вместо рекламы и любви клиентов Вы получите сплошной негатив;
  3. Нельзя заниматься только партизанским маркетингом и при этом рассчитывать на большой поток клиентов. Используйте нашу подборку эффективных каналов рекламы, и результат не заставит себя ждать. 

Упомянутый в статье Instagram (Инстаграм) принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Автор Никита Жестков
2 Комментариев
Гость

А какого года выпуска статья?

Ответить    
Александр Якимец

Очень полезная статья, спасибо!

Ответить    
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Заберите подарок
Picture: Like
68 ФИШЕК МАРКЕТИНГА:
от привлечения до удержания

Скачайте методичку и внедрите самые актуальные фишки для увеличения продаж вдвое

Получить
Подпишитесь на рассылку
Picture: Subscribe
Дайджест новых статей
+ неопубликованное от in-scale

Получайте каждую неделю полезные и рабочие материалы для улучшения Вашего бизнеса

Подписаться