Определение слова понятно, разбираемся дальше. В наши дни прямая реклама с участием звёзд шоу-бизнеса исчерпала лимит доверия поклонников. Поэтому успешная практика сегодня – контракт с амбассадором бренда.
То есть, чтобы человек на постоянной основе рекламировал продукт. Но делал это ненавязчиво. И при этом, лучший вариант, когда этот человек обычный, но относительно известный в своих кругах.
Кстати, для России (по сравнению с другими странами) это новый формат сотрудничества, который с каждым годом набирает обороты. Но думаю это и так понятно. Поэтому хватит болтать, пора переходить к примерам самых разных альянсов.
1. AliExpress Россия
с 26 июля 2021 года актриса и блогер Анна Хилькевич стала новым амбассадором AliExpress Россия. Рекламное промо состоит из шести роликов, в которых актриса заказывает товары с AliExpress.
Первый - как правило, всегда забавный и необычный, отсылающих зрителя к тому, чем известна платформа - шоппингу. Второй и третий - это товары из популярных категорий, необходимые в повседневной жизни.
2. Puma и Алина Загитова
Не смотря на паузу в спорте, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова продолжила сотудничество с известным немецким брендом Puma. Спорсменка рекламирует серию Puma STUDIO 2021, которую создавали для пилатеса, йоги и для других видов спорта и физической активности.
Выбор цветовой гаммы объясняется новыми тенденциями и подчёркиванием гибкости, которая присуща этим видам спорта.
3. Jameson
Алкогольные компании, как правило, выбирают посланников из числа барменов, достигших определённого уровня профессионализма и узнаваемости.
Представитель виски Jameson - Сергей Омельяненко. Он единственный амбассадор бренда в России.
4. Reebok
Одним из первых в России примерил на себя роль посла бренда рэпер Oxxxymiron, заключивший соглашение с Reebok. Его аудитория – приверженцы спортивного стиля и активного образа жизни. Сделав выбор в пользу Reebok, он привлёк внимание поклонников к марке.
5. Chanel
В разные годы Chanel сотрудничала с яркими и неординарными личностями. Николь Кидман, Инес де ля Фрессанж, Диана Крюгер, Кейт Мосс, Кира Найтли, Ванесса Паради и Мэрилин Монро – все они обладали чувственностью, изяществом и природной смелостью, как и сама Коко.
Немного подробнее
Кто такой амбассадор разобрались, но все же повторюсь, это человек, чьё мнение пользуется авторитетом. Он задаёт формат, определяет жизненные приоритеты и выражает характер посредством марки. Итак, теперь пора поговорить о ключевых понятиях посланника бренда.
1. Миссия
Главная миссия представителя - увеличение кредита доверия и создание автоматической рекламы - так называемого "сарафанного радио".
Кстати, каждая компания может транслировать через амбассадора собственную миссию. Так как слово человека, собравшего вокруг себя множество социальных кругов, будет принято без цензуры и быстро распространится.
Тем более мы с Вами давно знаем, что бренды сегодня – не просто производители тех или иных товаров, это часть образа жизни своих покупателей. Приобретаемый продукт – показатель статуса, отражение мыслей и ценностей потребителя.
Пример
Так, Avon видит свою миссию в этических принципах построения бизнеса и занятиях благотворительностью. Компания организовала фонд, решающий проблемы рака груди и домашнего насилия. Подобными вопросами озабочена и Риз Уизерспун, ставшая её послом.
Женщина удостоилась звания почётного председателя фонда, а также согласилась на роль спикера для продвижения косметики и партнёрства фирмы с торговыми представителями.
Исповедуя принципы компании, актриса вдохновляет женщин во всём мире стать частью "корпорации добрых дел". И благодаря пересечению интересов марки и потребителя, лояльность аудитории повышается.
2. Цель и функции
Цель посланника - ненавязчиво донести информацию в нужном ключе целевой аудитории.
Переходим к функциям. И как Вы уже поняли, в зависимости от бизнеса и цели сотрудничества с амбассадором функции для каждого случая индивидуальны. И все же, я перечислю пять самых основных.
- Формировать позитивное отношение к бренду;
- Повышать узнаваемость бренда;
- Создавать круг единомышленников;
- Участвовать в рекламных кампаниях;
- Популяризировать идеи компании.
Также, в зависимости от ниши, сотрудничество с амбассадором предполагает его выступления от имени компании в роли эксперта. Это могут быть семинары, мастер-классы, круглые столы.
3. Навыки и качества
Часто для продвижения необходим человек с сильными презентационными навыками, знающий, где именно стоит "толкнуть речь" и как это сделать, чтобы вовлечь нужную аудиторию. Итак, рассмотрим как должен выглядеть идеальный кандидат.
Навыки:
- Легкая обучаемость. Представитель должен знать всё о продвигаемом товаре;
- Грамотная речь. Кандидат должен быть хорошим оратором, уметь аргументировать свою позицию;
- Маркетинговая подкованность. Амбассадору нужно
понимать, как лучшим образом реализовывать цели компании.
Личные качества:
- Общительность. Для лёгкого и органичного взаимодействия с аудиторией, посол марки должен обладать врождённым желанием контактировать с людьми. Вымученная коммуникация никому не интересна;
- Честность и ответственность. У популярного человека много проектов, но это не может являться оправданием неисполнению обязательств. Также он не должен компрометировать себя использованием конкурентных товаров;
- Любовь к поклонникам. Если привлечённая особа привыкла смотреть на людей сверху вниз, эффект "доброго совета" едва ли достижим. Фавориту публики потребуется искреннее уважение к своим единомышленникам;
- Эмоциональная культура. Амбассадор должен уметь показать положительные эмоции от использования продукции и сдержать негатив при столкновении с критикой, что порой очень непросто;
- Харизма и привлекательная внешность. Доказано, что яркие красивые люди вызывают больше доверия, чем невзрачные. К тому же, прислушиваясь к совету человека, мы берём на себя часть его качеств и жизненного опыта.
4. Отличие от прямой рекламы
Прямая реклама: "Купи наш продукт, и ты будешь счастлив!"
Амбассадор: "Посмотри, как счастлив Я от использования продукта!"
Начала сразу с примеров, чтобы понятнее было. Итак, смекаете? У амбассадора нет ни назиданий, ни "впаривания", никакого насилия. Потребителю предоставляют возможность сделать выбор самому. Его свободу уважают.
К тому же, совет известного человека, имеющего доступ ко всем альтернативам – это ценность. Такой приём рождает благодарность и желание прислушаться.
5. Ощутимая выгода
Главное преимущество синергии – это статус. Компания может позволить себе контракт – значит компания успешна. Лидер мнений сделал выбор в пользу марки – марка стоящая. Такая реклама не вызывает желание нажать кнопку "mute". Её хочется слушать.
Заключив соглашение с популярной личностью, бренд повышает свою репутацию, расширяет лояльную аудиторию, увеличивает продажи и приобретает возможность качественной обратной связи, что является отличным навигатором преобразований.
6. Условия контракта
Пункты договора и материальное вознаграждение прописываются индивидуально. Условия зависят от величины компании и статуса привлечённого лица. Ниже приведу средние значения оплаты амбассадора.
- Микроинфлюенсер: от 100 долларов в месяц;
- Посланник средней узнаваемости: от 800 долларов в месяц;
- Селебрити: от 10 000 долларов в месяц.
Кстати, платить можно не только в денежном выражении. Например, подающий надежды блогер может ограничиться предоставлением бесплатной продукции, возможности путешествовать и посещать тематические мероприятия.
В самом же контракте следует прописать ключевые моменты, важные для Вас, например:
- Количество презентаций за промежуток времени;
- Интенсивность и содержание публикаций в сети;
- Стиль поведения;
- Регулярность упоминания бренда;
- Неразглашение внутренней информации;
- Условия расторжения контракта;
- Штрафы за нарушение договора.
Как выбрать того самого
Точечное воздействие на потребителей может оказаться более продуктивным, чем активная реклама, с учетом того, если посланника Вы выбрали правильно. Так вот, дальше как раз об этом.
1. Кому нужен
Малоизвестному бренду, как и крупному, актуально сотрудничество с амбассадором. Помимо пропаганды собственной идеологии, компания получает часть репутации представителя. Это ценно для создания доброго имени.
Если компания производит достойный продукт, но не может достучаться до сердец потребителей, заручиться поддержкой знаменитости будет как нельзя кстати.
Например, такие контракты приносят существенную прибыль косметическим компаниям, производителям одежды, парфюмерным брендам. Также услуги бренд-амбассадора подойдут и ресторанам, алкогольным брендам, спортивным товарам, то есть любой нише.
При выборе амбассадора стоит учитывать размеры Вашего бизнеса, а также маркетинговый бюджет. Например, на масштабные события, церемонии, фестивали приглашают звёзд для увеличения аудитории.
В случае узкой специализации фирмы, например, производства шифера или систем садовой канализации, привлечение селебрити неуместно, тут больше подходят микроинфлюенсеры и профильные специалисты.
2. Почему не все союзы ждёт успех
Совместная рекламная деятельность будет плодотворной в случае, когда ценности фирмы и её избранника коррелируют.
Представьте, компания подписала контракт с хорошенькой моделью для продвижения вегетарианских продуктов. А спустя время в сети появляется её фото с бургером в руках. Репутация фирмы будет подорвана.
Когда лицо марки только притворяется её поклонником, страдают оба участника проекта.
3. Как проверить совместимость
Чтобы определиться с выбором, необходимо ответить на ряд вопросов:
- Является ли кандидат поклонником бренда?
- Совпадает ли целевая аудитория?
- Образ жизни, привычки, ценности представителя не противоречат идеям компании?
- Есть ли у него понимание своей миссии в полной мере?
- Репутация кандидата не вызывает сомнений?
- Условия контракта в долгосрочной перспективе устраивают обе стороны?
Другая сторона медали
Коллаборация с популярной личностью имеет неоспоримые преимущества, но неприятные моменты всё же случаются, предвидеть их не всегда удаётся. Чтобы свести риски к минимуму, необходим регламент и трезвая аналитика.
1. Риски
Увы, но без рисков обойтись невозможно. Например, интуитивный характер сотрудничества, отсутствие чёткого плана и глубокого понимания целей подобной практики могут свести результаты нативной рекламы к нулю и пробить брешь в бюджете фирмы.
Также наибольшую опасность в сотрудничестве представляет человеческий фактор. Несмотря на прописанные пункты договора, поведение человека сложно предсказать.
Существует банальная лень, безответственность, плохое настроение и личные неудачи. Например, неожиданный скандал вокруг амбассадора может загубить рекламную кампанию на корню.
Также к рискам относится возможное разглашение представителем малоприятной для компании информации после окончания договора, так что держите руку на пульсе.
2. Неудачные примеры
И такое бывает. Не всегда сотрудничество заканчивается успехом. Приведу примеры, как известные личности решили стать амбассадорами не думая о последствиях.
1. Егор Крид
Егор Крид и его неопределённость в предпочтениях относительно смартфонов стала горячо обсуждаемой темой.
От пламенной любви к Samsung не осталось и следа, стоило Орро заплатить исполнителю кругленькую сумму. При этом парень не стесняется выкладывать в сеть посты, сделанные через приложение для iOS.
А сейчас его душа продаётся и по десяткам других брендов. Короче говоря, может он и популярный, но как человек ничего не стоит, раз даже не знает себе цену.
2. Тимати
Тимати совершает те же промахи. Сразу после заявления о моногамии в отношении YotaPhone в 2015 году, выкладывает в аккаунт снимки своего отражения, сделанные на iPhone.
Поклонники простят подобные выходки своим кумирам, но точно не поверят в их любовь к смартфонам "не по уровню".
Но как Вы понимаете, для Тимати это не смертельно. У него очень сильный бренд (что не скажешь про того же Егора Крида). Тут больше нужно бояться компании, которая получила такую рекламу.
3. Хабиб Нурмагомедов
Выбор Хабиба Нурмагомедова представителем марки Toyota вызвал массу противоречий. Человек, позволяющий себе сексистские высказывания, не раз уличённый в агрессивном поведении, становится транслятором ценностей.
Компания почти сразу даёт объяснение, что личные убеждения спортсмена это одно, а идеология бренда совсем другое. Тогда при чём тут амбассадорство?
Возможно, маркетологов привлекло число подписчиков Хабиба в инстаграм – 13,7 млн., его брутальность, выносливость и упорство. Именно эти качества они хотели ассоциировать с внедорожником. Получилось спорно и расплывчато, а вся рекламная деятельность ограничилась фото с автомобилем.
Коротко о главном
Для бизнеса амбассадор бренда – тонкий психологический ход. И все потому, что название бренда всегда остаётся на слуху, еще и продажи растут.
Главное при запуске проекта правильно определить нишу, целевую аудиторию, выявить кандидатов со смежными интересами, продумать конкретные шаги и философию, которую избранник от лица компании понесёт в массы.
Еще хочу отметить, что амбассадор - это не базовый инструмент бизнеса и один он работать точно не будет. Поэтому рекомендую построить фундамент продвижения (да и бизнеса в целом), а уже после переходить к поискам посланника.
короче говоря, если я нормальная девушка (не жирная, не пятнистая, а вполне симпатичная), то нафиг я никому не нужна.