При работе над компаниями мы всегда анализируем конкурентов и мы уже писали как делаем этот общий анализ рынка и основных конкурентов. Но мы не писали, как анализируем, если основная деятельность ведётся в интернете, а точнее, если они привлекают клиентов через свой сайт.
Причём анализ обычно начинается со следующих слов клиента: “Вот эта компания через свой сайт продаёт на десятки миллионов рублей. А у меня всего пару миллионов с горем пополам выходит”. Возникает вопрос: “Что у них такого хорошего?”.
Если вникнуть в этот вопрос ещё более детально, то анализ сайта другой компании поможет понять:
- Какие каналы рекламы они используют и их процентное соотношение;
- Сколько денег они тратят на рекламу;
- Ключевые запросы, по которым они продвигаются (в поисковых системах и контекстной рекламе). Подробности читайте в статье;
- Используемые психологические и продающие триггеры доверия на сайте;
- Фишки, помогающие им выглядеть выигрышнее;
- Упаковка их продукта и компании (что они рассказывают о себе).
Конечно, список можно продолжать и продолжать, но обычно именно эти вопросы волнуют всех представителей компаний о других игроках на рынке.
Ну и, как говорил, только другими словами, всем интересно “Что взять у конкурента, чтобы утереть ему нос”. Для ответа на этот вопрос, мы должны, в первую очередь, найти этого конкурента (хотя странно. если Вы их ещё не знаете).
Это можно легко реализовать, вбив ключевые фразы с Вашим продуктом в разных вариациях в яндекс или гугл. И там изучить рекламный и поисковой блок.
Либо, если интересует только рекламный блок, то есть где компании платят за клики (посетителей), то воспользуйтесь direct.yandex.ru, который позволит сразу смотреть только платное размещение.
Кстати, это довольно интересное занятие - смотреть, кто рекламируется по интересующим Вас ключевым запросам. Можно, конечно, далеко не ходить, и просто спросить себя или своих сотрудников, кто наш конкурент. Причём, советую уточнять этот вопрос фразой “на самом деле”.
А то они начинают перечислять всех подряд, когда “на самом деле” тех самых конкурентов не так много.
Приступаем к анализу
После того, как мы взяли их за..., в общем, за что угодно взяли, мы должны их изучить. И изучать нам придётся их c двух сторон:
- Сайт;
- Трафик (откуда идут посетители).
Поэтому мы с Вами в дальнейшим разделим анализ сайта конкурентов на две части - сайт и трафик.
По сайту я дам вводную часть, а на счёт трафика дам список готовых сервисов с объяснениями, которые сделают всю работу за Вас. Вам же нужно будет только сделать вывод на основании полученной информации.
Можете, кстати, называть конкурентов как угодно: партнёры, коллеги по сфере, игроки на рынке. Суть дела не меняется, если посмотреть на это холодным взглядом.
1. Анализ сайта
Сайт, с точки зрения продаж и маркетинга, нужно анализировать вручную. Ведь нет таких сервисов, которые Вам скажут, что красная кнопка в Вашей сфере лучше работает, чем та зелёная, которая стоит у Вас. Или то, что у Вашего соседа 4u заголовки по структуре, когда у Вас его, можно сказать, вообще нет.
Поэтому для того, чтобы нормально оценить сайт, Вам нужно разбираться в маркетинге и в сайтостроении. В обратном случае, лучше обратиться к специалисту за этим, а то будете смотреть, как “баран на новые ворота”.
Хотя, конечно, некоторые критерии оценки сайта, такие как скорость загрузки, грамматические ошибки и seo оптимизацию можно проверить автоматически.
На тему того, как провести анализ сайта конкурента и своего сайта, мы скоро планируем написать статью с полным перечнем критериев оценки сайта. И чтобы её не пропустить, обязательно добавьте наш сайт в закладки и почаще заходите в гости. Ну, а мы двигаемся дальше...
2. Анализ трафика и частично сайта
Оценить трафик на сайте конкурента намного легче, с этим справится любой человек, который хоть как-то умеет пользоваться компьютером и понимает базовые метрики маркетинга.
И в этом нам помогут сервисы (бесплатные и платные), которые мы рассмотрим далее. А сейчас разберем, на что стоит смотреть в первую очередь при базовом анализе:
- Посещаемость сайта;
- Каналы трафика;
- Рефералы (другие сайты, с которых идём к ним трафик);
- Ключевые запросы, по которым они продвигаются;
- Ключевые запросы в топ-10 и их количество;
- Упоминание в социальных сетях.
Cразу хочу предупредить, что одного и универсального сервиса не существует. Нужно использовать всех по чуть-чуть, и тогда Вы реально сможете увидеть картину. Ну, держись конкурент, мы начали!
Сервис 1. Spywords
Данный сервис позволит Вам определить, по каким ключевым запросам продвигаются конкуренты, какой бюджет они используют. И также позволит Вам оценить поисковые запросы той компании, которую Вы начнёте изучать.
Стоимость: 1950 или 4950 р. в месяц. Есть бесплатная (укороченная) версия.
Сервис 2. Similarweb
Это мой часто используемый сервис, потому что он лёгкий, простой и показывает всё, что нужно для быстрой оценки. А это общая посещаемость, разделение трафика на источники, популярные страницы, основные рефералы и, как говорится, многое другое.
Важное замечание: в разделе Search этот инструмент показывает трафик и из поиска, и из контекстной рекламы.
Стоимость: 199$ в месяц. Есть бесплатная версия.
Сервис 3. Pr-cy
Сервис, чтобы определить, насколько хорошо все обстоит с seo продвижением лендинга или сайта. Хотя, в первую очередь, я бы рекомендовал сначала проверить себя, а уже потом смотреть на конкурентов. Но, тем не менее, можно посмотреть и на конкурентов, чтобы понять, насколько они превосходят Вас в SEO.
Стоимость: 990 или 1 990 р. в месяц. Есть бесплатная версия.
Сервис 4. Builtwith
Если Вы хоть немного понимаете в html и seo, то данный сайт даст Вам полезную информацию, так как он анализирует конкурента с технической точки зрения.
Смотрит какие скрипты, виджеты и метрики установлены. Более простым языком, какие поп-апы стоят, какую аналитику используют, какой сервис емейл-рассылок подключён и т.д..
Стоимость: 295 или 995$ в месяц. Есть бесплатная версия.
Сервис 5. Archive
Я бы назвал этот сайт спасением, не только в анализе площадок конкурентов, но и для себя. Дело в том, что он хранит копии сайтов за всю их историю существования.
Тем самым Вы можете посмотреть, как выглядел сайт другой компании несколько лет тому назад и сейчас. Это особенно актуально, если нужно найти информацию, которую они скрыли. И для ностальгии, смотрите, как выглядел наш известный яндекс в 1999 году.
Коротко о главном
На самом деле сервисов очень много, прямо очень-очень много. Но все они выполняют одни и те же функции в разной оболочке. В редких случаях можно найти эксклюзивные функции, но если реально посмотреть, то они нужны только для узконаправленных специалистов, которые ими наверняка и так уже пользуются.
Также хочу сказать, что любой сервис ошибается. Бывает, что очень сильно ошибается. Мы, например, когда анализируем себя, то видим расхождения. Причём, в некоторых случаях они разнятся в несколько раз.
Поэтому всегда держите в уме, что итоговый показатель может отличаться как в плюс, так и в минус. На этом у меня всё. Удачи на поле боя.
Классная статейка, благодарю
крутецкая статья! столько полезного узнала
Спасибо за такую полезную информацию! Как всё-таки приятно читать грамотно написанную статью. Я долго не решалась начать изучать эту тему, меня пугало обилие информации, в которой лично мне очень сложно разобраться
Интересная статья! Я тоже недавно начал писать про SEO и маркетинг.