Гайдлайн - это нечто большее, чем просто описание элементов фирменного стиля. Он помогает каждому сотруднику компании понять, как выглядит лицо бренда и как бизнес презентует себя клиенту. Но даже при таком простом объяснение, не сразу очевидна полная суть и отличие гайдлайна и брендбука.
Что это такое
Многие сталкивались с такой проблемой: нужно изготовить рекламный баннер, а Ваш дизайнер (возможно, еще и фрилансер) видит его по-своему.
В конце концов, возникает смешение стилей. А готовые дизайны за последние несколько лет отличаются так же, как творчество Айвазовского и Малевича.
Так вот, решить эту проблему поможет гайдлайн. У Вас наверняка назрел вопрос "Так что это за зверь такой?" И давайте начнем с определения, что такое гайдлайн.
Следует понимать, что коммуникация бренда с аудиторией строится на нескольких уровнях: визуальном, смысловом, аудиальном и многих других.
Видя хороший продукт в плохой (читаем: безвкусной, некрасивой) упаковке, клиент неверно оценивает его и значит делает ноги.
По сути, именно гайдлайн отвечает за первоначальную упаковку продукта, соединяя ее с остальными уровнями брендинга - его идеологией, миссией, ценностями.
Поэтому к разработке гайдлайна переходят уже после создания брендбука, ища “форму” для реализации идей маркетологов.
И теперь несколько примеров. Кстати, при создании собственного гайдлайна, Вы можете воспользоваться данными примерами как шаблонами.
1) Банк "Открытие". Компания сообщает: логотип является уникальным и его нельзя имитировать или копировать при помощи других шрифтов. Нужно использовать оригинальный исходный файл.
2) Компания "Лукойл". На первых страницах гайдлайна мы видим правила по использованию словесного товарного знака, контурному и чёрно-белому изображению, а также правила касательно начертаний.
3) MTC. Компания говорит, что главный символ (белое яйцо) означает саму жизнь, созидание, начало всего нового. Логотип является цельным, использование его элементов по отдельности не допускается. Исключение составляет сувенирная продукция, где допускается использование только квадрата с символом.
1. Отличие от брендбука
И тут возникает очевидный вопрос "Чем отличается гайдлайнд об брендубка?". И я объясню всё максимально простыми словами. Настолько, что больше у Вас никогда не будет возникать этого вопроса.
Итак, когда бренд осознал себя и маркетологи четко понимают, какие ценности и продукт они хотят передать потребителю - появляется брендбук. Это документ, в котором умещается платформа бренда.
После брендбука эстафета передается дизайнерам, которые описывают его визуальную составляющую в виде гайдлайна. И наконец, дополняет гайдлайн логобук, в котором описываются принципы написания и использования логотипа компании.
Отметим, что гайдлайн и брендбук - два разных документа, которые не нужно путать между собой. Первый отвечает за визуальную сторону бренда, второй - за концептуальную сторону.
2. Зачем и кому нужен
Рассмотрим, кому и для чего нужен гайдлайн. И сразу спойлер - он нужен не всем. Но давайте рассмотрим на примерах, когда он может пригодиться.
- Создание концепция бренда. Позиционирование бренда на рынке и формирование определенного образа;
- Формирование единого стиля. Отстройка от конкурентов и поддержка концепции бренда;
- Создание рекламных материалов. Экономия времени и нервов при создании новых креативов;
- Формирование узнаваемости. Возможность создания армии приверженников бренда;
- Передача франчайзи. Открытие новых филиалов, согласно единой концепции компании;
- Использование в ребрендинге. Помощь в сохранении основной концепции бренда при его изменении.
Делаем вывод: гайдлайн нужен любому бизнесу среднего и крупного размеров. Но! Исключения все же есть:
- Фрилансеры. Люди у которых нет бренда, гайдлайн им тоже не нужен;
- Личный бренд. Предприниматели, развивающие себя как бренд, могут обойтись без гайдлайна;
- Непубличные компании. Компании, которым не нужна и даже противопоказана реклама.
То есть, с гайдлайном Вы не заработаете быстрых денег, он больше поможет сформировать правильное мнение о Вас и донести главную идею. Поэтому, если у Вас небольшая компания, то лучше сконцентрируйтесь на прибыли, а не на визуализации бренда.
3. Форматы / носители
Существует несколько общепринятых видов гайдлайна о которых я Вам расскажу ниже. Иногда бизнес использует их все сразу, но чаще - только один.
1. Печатные “Гайд-буки”
Как правило, печатные гайдлайны создаются для размещения в офисе компании или в качестве имиджевых средств - показать клиенту за чашечкой кофе, какой у бизнеса четкий и выверенный стиль.
Также их можно использовать для презентации бренда на деловых мероприятиях, раскладывая на специальном стенде.
2. PDF-документы
Наиболее популярный вариант, который удобно использовать. К тому же, pdf-документ не требует дополнительных затрат на печать. Его легко можно отправить по электронной почте или мессенджеру в нужный момент дизайнеру или маркетологу.
3. Документы powerpoint или keynote
Представляют собой презентацию, удобную для редактирования. Как правило, могут идти вместе с другими формами документа. Такой вариант подходит, если Вы презентуете гайдлайн на мероприятии.
Структура
Итак, что включает в себя гайдлайн? В мировой практике нет четко устоявшейся структуры гайдлайна, так как почти каждое агентство стремится добавить к общему “скелету” что-то свое.
Иногда - для того, чтобы решить уникальные задачи клиента. А порой - чтобы просто выделить себя среди конкурентов. Но, так или иначе, есть несколько ключевых элементов, которые просто обязаны быть.
1. Не визуальное описание
Хоть гайдлайне в основном это визуальное описание бренда, но обычно при создании этого бука в первой части описывают концепцию бренда. Теперь кратко о том, что же входит в гайдлайн.
1.1 Общая информация
Это - факты о Вашей компании, лежащие на поверхности. То, что должен знать о Вас каждый. Например, это могут быть Ваши ключевые преимущества, достижения или факты из истории или миссия.
1.2 Ключевые ценности
Список из 5-10 главных ценностей, которые передает бренд. Например: креативный подход к делу, ответственность, искренность. Но лучше использовать не шаблонные фразы.
1.3 Индивидуальность бренда
Это - “душа” Вашего бренда. Здесь мы тезисно описываем все то, что отличает Ваш бренд от других. Это может быть как подход к клиентам, так и идеологические аспекты компании.
2. Визуально описание
Здесь уже переходим к описанию визуальной стороны бренда. То есть, как компания “показывает” то, о чем написано в первой части руководства.
2.1 Логотип
Визуальное изображение логотипа компании, а также подробное и понятное описание его составных элементов.
2.2 Размер логотипа
Представлены возможные варианты размера логотипа: от максимального до минимального с указанием точных параметров.
2.3 Свободное поле
Подробное описание размещения логотипа, с указанием необходимого свободного пространства вокруг.
2.4 Использование логотипа
Допустимые варианты использования логотипа в различных вариациях или совместно с другими логотипами.
2.5 Цветовая палитра
Перечень фирменных цветов компании, а также их название и правила использования.
2.6 Шрифт
Описание возможного фирменного шрифта компании в разных вариантах. Также можно привести примеры текста.
2.7 Неправильное использование логотипа
На этой страницы приводятся варианты того, как недопустимо использовать логотип компании в нескольких вариантах.
2.8 Логотип на фоне
Представлены самые распространенные варианты фона с использованием фирменных цветов и логотипом, а также ошибки.
2.9 Дополнительные элементы
Возможные варианты использования дополнительных элементов. Например, правильное размещение слогана, фирменного узора и т.д.
2.10 Продукция
На странице показывается правильное оформление рекламной и прочей продукции с использованием логотипа и фирменных цветов.
2.11 Интерьер
Тут уже раскрывается использование элементов в интерьере, начиная от вывески компании и заканчивая оформлением офиса.
Отдаём в цех
На самом деле сделать гайдланд - не сложно. Это лишь страшно в начале, когда не очень понятно что стоит за ним.
К тому же, такой продукт не делают сами компании, его всегда отдают на аутсорс, а это, как Вы понимаете, сильно упрощает всю задачу. Поэтому и шагов далее будет не так много.
Шаг 1. Составляем бриф
Здесь важно правильно прописать цели и задачи для дизайнера, а также сроки и другие условия работы, которые Вы считаете важными (качество изображения, структурированность материала, количество знаков в тексте, креативность подхода и многое другое).
Бриф является документом, который наряду с юридическим договором определяет спорные моменты между двумя сторонами. Поэтому помните, что неграмотно составленный бриф часто становится причиной "Я хочу так, а не вот так".
Шаг 2. Выбираем подрядчика
Конечно, Вы можете рискнуть и сделать всё самостоятельно. Но! Я таких случаев ещё не видел. Поэтому сразу приступаем к выбору подрядчика. Как обычно, есть вариант "долго и дёшево" и "быстро, но дорого".
- Профессиональные компании (от 12 000 до 100 000 р.). Если нужно качество работы и надежность, то есть большое количество компаний, которые занимаются брендингом “под ключ”, а также отдельными его элементами;
- Фрилансеры (от 1 000 до 30 000 р.). Если Вас устроит дешевый и “и так сойдет” вариант, то можете обратиться к фрилансеру. Самые известные площадки для поиска специалистов - KWork, Work-zilla. Будьте готовы к рискам, Вы можете столкнуться с непрофессионалами или начинающими специалистами. Хотя иногда попадаются и изумруды.
Я не могу принять за Вас решение. Так как всё зависит от Вашего бюджета. Но я могу сказать так: "Если Вы компания серьёзная и давно на рынке, то стоит вложиться и не экономить на этом денег. К тому же, делает это на долгие времена.".
Коротко о главном
Давайте подытожим: гайдлайн нужен тем, кто хочет позиционировать себя на рынке и опередить конкурентов. Если Вы регулярно используете печатную продукцию, создаёте рекламные листовки, визитки, то гайдлайн - необходимый инструмент. С ним Вы повысите лояльность целевой аудитории и улучшите узнаваемость бренда.
Если, после прочтения статьи Вы “загорелись” идеей создания гайдлайна, то смею Вам напомнить - гайдлайн не поможет Вам увеличить продажи в короткие сроки и даже не создаст мгновенно позитивный имидж.
Это инструмент для среднего и крупного бизнеса, который заботится о своем “лице”. Так что несколько раз подумайте, прежде чем вкидывать крупную сумму в его создание. А то, может, Вам лучше начать с увеличения продаж?!