Найти маркетолога довольно просто, ведь на биржах труда их тысячи. Загвоздка в том, что понятие "маркетинг" довольно широкое. Здесь десятки направлений, сотни компетенций, тысячи точечных навыков. Это работа с клиентами, продукцией, метрикой, медиаканалами и др. В общем, если человек, который умеет всё, и найдется, то стоит он будет очень дорого.
Скорее всего, универсал Вам и не нужен. Тогда как определиться и выбрать кандидата именно под Ваш бизнес? Ответ очевиден — собеседование. Готовиться к нему надо всем участникам, поэтому разберу тему с обеих сторон. То есть отвечу на вопрос руководителя "Как найти того самого сотрудника?" и на вопрос маркетолога "Как найти ту самую компанию?".
Инструкция для руководителей
Давайте так. Я начну с базовых основ найма, которые игнорировали и продолжают игнорировать большинство руководителей. Без подготовки нет смысла в вопросах на собеседовании, так как собеседовать, можно сказать, будет некого.
Правило 1: Продумайте рекламное объявление
Мы взрослые люди и понимаем, что собеседование — та же продажа. А поиск лучшего специалиста (Вам же не нужен другой?) — тем более. Прошли те времена, когда можно было просто разместить информацию в интернете по типу: “Требуется маркетолог, звонить сюда”. Теперь это не работает.
Вакансией Вы привлекаете соискателя так же, как и новых клиентов: за счёт рекламы. Поэтому для начала Вам нужно продающее объявление, в котором должны быть указаны все требования и условия. Тем самым:
- Вы исключите неподходящих людей и сэкономите свое время;
- Повысите вероятность увидеть на собеседовании более профессионального специалиста.
Правило 2: Продайте свою компанию
Итак, на собеседовании Вам нужно продать свою компанию. То есть рассказать, кто Вы, куда движетесь, какие у Вас планы в целом. Не лишней будет информация о корпоративной философии, идеях, принципах, которые Вы продвигаете как руководитель.
Если честно, я не очень уверен, что мою статью прочитает CEO какой-нибудь крупной международной компании (но я буду в это верить). Скорее всего, Ваш бизнес малый или средний. Именно поэтому Вам нужно продать идею, что работать в Вашей компании не только прибыльно и стабильно (ключевые слова на собеседовании ;-)), но еще и чертовски здорово.
Причины могут быть разными. Потому что Вы крутая молодая команда, потому специалист сможет развиваться, потому что Вы оплачиваете тренинги (например, как у нас), да и, в конце концов, у Вас есть кофе и печеньки. Запомните: хороший маркетолог - это человек креативный, а значит, в строгие рамки рабочего процесса он себя загонять не станет. И придётся Вам выбирать лучшего из худших.
Правило 3: Определитесь, кого Вы хотите
Одна из самых важных задач — определиться, кого же Вы всё-таки хотите видеть у себя в команде. Это должен быть исполнитель Ваших идей (читать как "Ваши руки")? Аналитик, который скажет, что ждет бизнес в конце года? Или все-таки креативщик, который каждый день придумывает что-нибудь новенькое?
Но скажу сразу: практически невозможно найти специалиста, который будет круглосуточно заниматься продвижением продукта, да еще при этом самостоятельно обучаться, например:
- Не просто знать в чем отличие лендинга от сайта, а еще и разрабатывать, верстать его самостоятельно;
- Не просто знать суть продвижения в контакте, но и настраивать Вам таргетированную рекламу, делать дизайн всех картинок для постов;
- Не просто знать, что скрипт должен быть в компании и на что он влияет, а еще и напишет Вам скрипт холодного звонка под ключ.
Если человек это все умеет и делает, то ему проще работать на себя, чем на кого-то. Поэтому не думайте, что маркетолог должен знать и уметь все — это невозможно. У нас, например, в команде 12 человек, и все мы друг у друга учимся.
Правило 4: Сформулируйте адекватные требования
Вроде бы логично и понятно, что в команде нужен профи, но бывает так, что лишних денег нет. Тогда не удивляйтесь, что специалист, на которого возложили не его обязанности, работает медленно и неэффективно. Руководствуясь правилом 3, сформулируйте адекватные требования. Например, так:
- Он должен знать, что такое CRM-маркетинг, какое техническое задание выдать программисту, но сам этого делать не должен;
- Он должен знать все способы продвижения в Инстаграм, но делать это должны найденные им подрядчики. Которых, к слову, он будет контролировать и предоставлять Вам отчеты по их работе;
- Он должен выяснить, какой новый продукт требуется Вашим клиентам, но его поиском и заказом должен заниматься логист, но никак не маркетолог.
Правило 5: Определите грани ответственности
Продумайте компетенции, четко и ясно. “Будет заниматься маркетингом” — это не грани ответственности. Конкретизируйте, обозначьте рамки:
- Будет ли он отвечать за мониторинг конкурентов и их цен?
- А заниматься интернет-маркетингом?
- А проработкой и созданием нового продукта?
- А выводом его на рынок?
- А ценообразованием?
Исходя из этого, Вам станет понятней, какие задачи ему ставить и какие KPI маркетолога ему прописывать для оценки продуктивности. Всё это поможет Вам не только создать более полный профиль вакансии, но и понять, кого Вы всё-таки ищете. Причем поможет как Вам самим, так и специалисту, который придёт на вакантное место.
Вопросы на собеседовании
Вот мы и подошли к самому интересному. Что именно нужно спросить, чтобы составить целостный портрет работника? Все вопросы мы разделим на два блока.
Блок 1. Теоретический
Вопросы в любом случае формируются исходя из Ваших потребностей, которые мы разобрали выше. Без них никуда. И также смотрим на резюме кандидата. Поэтому всё, что написано дальше, адаптируйте под себя и ситуацию.
Общие вопросы:
- Вы уже изучили нашу компанию? Что мы продаем, чем отличаемся от конкурентов? (Проверяем, готовился ли человек вообще к встрече или просто ходит ко всем подряд);
- Что для Вас маркетинг? Чем, Вы считаете, должен заниматься маркетолог? (Обращаем внимание, насколько совпадает его представление с Вашим);
- Как Вы представляете свой обычный рабочий день на этой позиции? Конечно, после того, как адаптируетесь. (Альтернатива предыдущему вопросу, если вдруг ушёл от ответа);
- Какие тренинги или книги по маркетингу Вы изучали?
(Обычно никто ничего не читает и не проходит, поэтому в помощь Вам следующий вопрос); - Возможно, читаете какие-нибудь тематические сайты или группы в соцсетях? Если да, то какие? (Тут сразу будет ясно, развивается вообще кандидат или нет. И если развивается, то в каком направлении. Обычно мы слышим, что это группы про продвижение в социальных сетях);
- Расскажите о своих обязанностях на прошлой работе? (Расспрашивайте подробнее, чтобы понять, насколько он был важен на предыдущем месте);
- Какие были результаты на прошлой работе? (Причём спрашивайте не только про деньги, но и про конверсию, roi, ctr и другие показатели);
- Вы знаете, что такое ROI/CTR/LTV? (Альтернативный вопрос предыдущему, в случае, если перед Вами кандидат без опыта);
- Кем себя видите через год/два/три? (Часто маркетологи — это люди, которые планируют открыть свой бизнес в будущем. Брать таких или нет, принимайте решение сами).
Специализированные вопросы:
Благодаря этим вопросам Вы поймете, разбирается претендент в теме или только делает вид:
- Что такое 4P-маркетинг?
- Для чего нужен SWOT-анализ?
- Назовите десять инструментов маркетинга (Тут обратите внимание, маркетолог перечисляет только способы привлечения клиентов или оперирует более сложными понятиями: ценообразование, увеличение среднего чека, повышение лояльности и т.д.);
- Какие каналы для привлечения клиентов Вы считаете сейчас самыми актуальными?
- Что лучше: оффлайн или онлайн продвижение?
(Нормальный маркетолог не скажет, что лучше — везде есть плюсы и минусы); - Что лучше: ВКонтакте или Facebook?
(Так же, как и в предыдущем вопросе, лучшего нет — все ситуативно); - Зачем нужно определять целевую аудиторию? Какие топ-5 вопросов Вы зададите для её определения?
- Какие знаете модели создания рекламы?
- Как увеличить средний чек? Расскажите несколько разных вариантов.
Обращаю Ваше внимание, что многие мыслят поверхностно и чтобы выяснить это, задавайте дополнительные вопросы по типу “А что ещё?”, “А как это делали”, “Как это выглядит”, “Почему это выбрали”, “Подробнее расскажите”.
Блок 2. Практический
Теория это хорошо, но лучше все-таки практика. Один из наших любимых и, я бы сказал, универсальных вопросов поможет Вам принять финальное решение: либо да, либо нет. И выглядит он следующим образом:
“Есть наша компания, наши товары, услуги и неограниченный бюджет на рекламу. Задача: привлечь клиентов и сделать так, чтобы, как минимум, реклама окупились в ноль. Что предложите?”
И дальше уже смотрите, что отвечает претендент. Если ответы общие, из серии “Ну, дам рекламу на радио”, как уже и писал выше, уточняйте, какую именно, с каким предложением, на какой срок, почему такой выбор.
По ответам поймете, смекает вообще человек в практическом маркетинге или это просто чистый теоретик, который насмотрелся фильмов о маркетинге и рекламе.
Инструкция для маркетологов
Раздел актуален и для руководителей. С их позиции надо понимать, как должен подготовиться к встрече маркетолог и по каким критериям можно сразу определить, что он — идеальная кандидат на должность.
Теперь обращаюсь к маркетологам. Думаю, Вы просто в шоке после прочтения инструкции для руководителей. От Вас ждут невозможного, да еще и за такую небольшую зарплату! Но не теряйте настрой — не все так плохо. Именно для того, чтобы зарплата была больше и Вы ценились как специалист, читайте эту инструкцию.
Понятно, что Вам нужно продающее резюме со всеми достижениями, курсами, грамотами и т. д. Также очевидно, что резюме должно быть составлено без ошибок. Но вот то, что Вам нужно готовиться к каждому собеседованию — это да. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Вам нужно изучить потенциального работодателя. Что это за фирма, чем занимается, как давно на рынке, чем знаменита, кто конкуренты. Вы даже не представляете, насколько важна эта информация для руководителя компании, который планирует Вас нанять.
И какой огромный плюс Вы заработаете, если уделите этому вопросу 20-30 минут перед собеседованием. Важно (критически важно!) это по двум причинам:
- Вы поймете, стоит ли работать в такой компании. Высокая зарплата в объявлении не всегда оказывается таковой на деле, и плохие отзывы в интернете развеют или подтвердят Ваши сомнения;
- Правильно позиционируйте себя. Если Вы профессионал, так покажите свою экспертность. Если имеете сравнительно небольшой опыт, сделайте ставку на потенциал: личные качества, планы на будущее, живой интерес к сфере.
Просто представьте ситуацию. Вы приходите на собеседование и достаете распечатанную рекламную продукцию компании, по которой начинаете предлагать свои правки, обосновывая их своими знаниями. Как руководитель, я бы подумал о найме такого специалиста в первую очередь, даже если его опыт недостаточен.
И пару слов об одежде и внешнем виде. Они важны (вспомнил недавнее собеседование парня, одетого в наряд как с подиума Италии, и я не утрирую), но всё-таки, маркетологу не нужны парадные костюмы. Одевайтесь соответственно статусу и не заморачивайтесь на этот счет.
Еще один совет
Изучите способы привлечения клиентов, которые применяет потенциальный работодатель. Найдите и запишите то, что он не использует и в нужный момент достаньте этот козырь из Вашего рукава. Все ищут новые способы привлечения клиентов — а руководители тем более. Если Вы еще и выкатите смету на рекламную кампанию, то Ваша кандидатура точно ему запомнится.
Ну и список вопросов, благодаря которым Вы многое поймете о компании, и это поможет Вам сделать правильный выбор:
- Кому подчиняется маркетолог или маркетинговый отдел?
- Как руководитель относится к маркетингу? Это из серии “что-то сделать, чтобы привлечь клиентов” или есть четкое понимание и определенная стратегия?
- Что уже использовали из инструментов, что сработало, что нет?
- Есть ли у компании ежемесячный маркетинговый бюджет? И в каком размере?
- Каковы мои обязанности? (И не дай бог Вам показать, что Вы можете взять на себя все! На вас навешают все и даже больше).
Коротко о главном
Теперь как итог по статье: найти хорошего маркетолога, я Вам скажу, это целый квест. Придётся пересмотреть не один десяток кандидатур, потому что, честно, в маркетинг сейчас идут все кому не лень, как раньше на рекламщика.
Ведь для многих маркетинг - это посты в социальных сетях и креативная реклама на баннерах. Когда на самом деле всё намного глубже. И самое интересное, что это “глубже” никто не хочет изучать: начитаются о фишках и пытаются за счёт них поднять продажи.
А мы-то, как руководители, понимаем, что без хорошей теоретической и практической базы, фишки остаются фишками, а не инструментами стабильного роста. Поэтому никогда не нанимайте первого попавшегося маркетолога, даже если он отвечает всем требованиям. Если уж взялись за найм, то подходите по принципу “а можно всех посмотреть?”.
Ещё одна интересная статья на эту тему https://ratiomarketing.ru/kak-vubrat-horoshego-marketologa
Никита, а где видео?
Очень полезно, спасибо!
Очень полезная статья, спасибо автору!
Огонь, спасибо!