Анализ конкурентов в Инстаграм* позволяет учиться на чужих и своих ошибках, набрать новых фишек для своего профиля, выбрать наиболее выгодный метод продвижения и т.д. Короче говоря, если хотите не отставать в своей нише, анализ конкурентов обязателен. А я расскажу, как провести анализ и на чем заострить внимание.
Наши рекомендации подойдут и тем, кто хочет проверить блоггера. Аналитика профиля обычно встроена в биржи рекламы в Инстаграм, но если собираетесь действовать в обход - не поленитесь проверить аккаунт и воспользуйтесь советами из этой статьи.
Сервисы анализа
Проще и полнее анализировать конкурентов через сервисы, так что ниже собрали самые популярные для анализа конкурентов в instagram. Во многих есть бесплатный период, это поможет Вам протестировать сервис и выбрать удобный для себя.
Сервис | Стоимость | Бесплатный доступ |
Livedune | от 400 ₽/мес (“INSCALE” скидка 30% +7 дней доступа) | 7 дней |
Instahero | от 99 ₽/анализ ("INSCALE” скидка 30%) | Нет |
Инсташпион | от 690 ₽/мес ("INSCALE15SPY" скидка 15% при первой оплате) | Нет |
Adlover | 1 500 ₽/мес | 5 проверок |
Как найти конкурентов?
Конечно, обычно те, кто активно ведет бизнес в соцсетях, хорошо знает своих прямых конкурентов. Однако проводить поиск все равно нужно хотя бы раз в полгода — чтобы выявлять новых игроков на рынке.
- По ключевым словам в Инстаграм
Самый простой вариант - искать конкурентов в самой соцсети по ключевым словам. Просто вбивайте в поиске ключ, связанный с Вашей нишей, например, "pizza" или "planer" и Инстаграм сам отфильтрует для Вас всех конкурентов.
- По ключевым словам в поиске
То есть находите конкурентов через поисковик, а на их сайте уже находите инстаграм. Проще простого. Таким же образом можно искать сразу инстаграм аккаунты - вбить ключевое слово + инстаграм.
- По хэштегам
Такой метод актуален для маленьких региональных компаний или узких ниш с невысокой конкуренцией. Для этого вбейте хэштег (по тематике Вашего бизнеса, продукта, город, деятельность) и т.д. и нажмите "аккаунты". Инстаграм выдаст профили, которые используют его в публикациях.
Анализ конкурентов
А теперь самый сок: дам ответ на важные вопросы об анализе конкурентов, приведу практические советы и покажу примеры. Технически он не особенно отличается от анализа своего аккаунта в Инстаграм. Но некоторые тонкости все же стоит учесть
1. Как проверить накрутку?
После поиска соберется определенная база аккаунтов конкурентов. Прежде чем делать анализ и тратить время на всех, аккаунты нужно отфильтровать. Выберите 10 самых популярных профилей по количеству аудитории, лайкам и комментариям. После этого стоит провести проверку на накрутку - это можно сделать с помощью сервисов и вручную. Данные для удобства вносите в таблицу.
- В сервисе
Так, например, с помощью сервиса Livedune можно посмотреть статистику конкурента и понять, накручен аккаунт или нет. В разделе "Поиск" введите название профиля и нажмите "Найти". Когда аккаунт найдется, нажмите "Загрузить".
Далее откроется статистика аккаунта. Чтобы проверить накрутку, перейдите во вкладку "Вовлеченность".
В разделе можно посмотреть динамику изменения основных показателей, на основании которых можно делать выводы о накрутке. Например, об этом скажет резкий рост комментариев. На всякий случай сопоставьте статистику с профилем — возможно, имел место конкурс или гивэвей.
Сервис рассчитывает средний показатель вовлеченности. Нормальный ER зависит от величины аудитории, то есть чем подписчиков больше, тем он ниже. У блогеров коэффициент вовлечённости, как правило, выше, чем у магазинов.
Вы можете подробно проанализировать аккаунт конкурента — а можете заказать на сервисе быструю проверку. Сервис сделает выводы о накрутке, а Вы — о том, стоит ли брать аккаунт блогера для анализа.
- Вручную
Проверить, крутит ли страница показатели, Вы можете и самостоятельно. Сейчас расскажу, на что обратить внимание при ручном мониторинге профиля.
- Анализ подписок
Для начала - анализ аудитории. Если у аккаунта огромное количество подписок, то скорей всего аудитория накручена с помощью массфолловинга - конкурент с помощью сервиса массово подписывается на людей в надежде на взаимность.
Проверьте аккаунты подписчиков. Накрученные с помощью сервисов фейки сразу видно - непонятное название профиля, много подписок и почти нет подписчиков, в ленте фото разных людей или картинки.
- Анализ лайков
С точки зрения маркетинга считается, что конверсия в 10% от подписчика в лайк - очень хороший результат. Например, если у страницы 1 000 подписчиков, а на публикациях стоит 100 лайков - это неплохо. В случае, если цифры в несколько раз больше, то это вызывает сомнения.
Также обратите внимание на то, как варьируется количество лайков под постами. Аудитории не будет одинаково нравиться разный контент. Если на 10 последних постах примерно одно и то же количество лайков, то это говорит о накрутке.
Но и резкие перемены тоже не возможны. Если на 5 последних постах, например, 200 лайков, а на 5 предыдущих 30, а контент не изменился — значит, была накрутка.
- Анализ комментариев
Комментарии, как и лайки, можно накрутить. Обратите внимание на стиль комментариев. Если они фейковые, то скорее всего будут однотипными, незамысловатыми по типу: "вау,супер!", "все отлично", "очень красивый профиль" и т.д.
Комментарии от реальных пользователей обычно содержат вопросы, касающиеся продукта - размеры, цены, наличие и т.д. Это могут быть развернутые отзывы — как положительные, так и отрицательные. Обязательно смотрите на ответы на комментарии. Их накрутить нельзя, поэтому если вокруг коммента разгорелась дискуссия - он явно не фейковый.
Что именно анализировать, мы сейчас расскажем подробно далее, а пока занесите в таблицу столбцы:
1. Название аккаунта;
2. Количество аудитории;
3. Среднее количество лайков;
4. Среднее количество комментариев;
5. Фишки оформления;
6. Популярные темы постов;
7. Фишки рекламы.
2. На что смотреть в оформлении?
Инстаграм - визуальная соцсеть, поэтому красивое оформление аккаунта - 80% успеха. Можно иметь суперкачественный продукт, постоянно постить про него что-то в Инстаграм, но продаж не получать. И причина в такой с виду мелочи - оформлении профиля.
- Аватар
Посмотрите, что используют конкуренты на аватаре - картинку или фото, в какой цветовой гамме оформлен аватар, каким образом выстроена ассоциация с брендом.
- Вечные сторис
Способ собрать актуальную и полезную информацию для подписчиков. Обратите внимание, как у конкурентов оформлены обложки, что размещено в папках, кроме стандартной информации и ценах, отзывов, режима работы и т.д. Кстати, наши рекомендации по вечным сторис Вы найдете в статье.
- Шапка профиля
Включает имя и описание. Пользователю должно быть понятно, что это за компания/бренд, чем занимается и что в ней уникально. Проанализируйте, как у конкурентов в профиле сформулировано УТП, на каких характеристиках продукта сделан акцент, какие есть бонусы и скидки, какие виды связи предлагают клиентам.
- Лента
Посмотрите, какая цветовая гамма у постов конкурентов, каким образом раскладываются фото - ракурсы, масштаб, планы. Как оформляется предметная съемка, какие декорации используются, на что делается акцент.
3. Что анализировать в контенте?
Все фишки с оформлением не сработают, если хромает самое главное - контент. Рассказывать подробно о контенте я сейчас не буду — об этом у нас уже написана отдельная статья. А мы продолжим говорить, на что обратить внимание в контенте у конкурентов.
- Темы
Проследите по публикациям, используют ли конкуренты постоянные рубрики, посмотрите даты может посты на определенную тему публикуются, допустим, каждое воскресенье и получают хороший отклик.
Составьте список тем, на которые пишутся посты, используют ли конкуренты стандартные формы продающих постов, либо как-то меняют структуру. Посмотрите, с каких сторон раскрывается продукт, и какой контент для какой его составляющей лучше заходит - изображение или видео.
- Оформление текста
Посмотрите, как визуально выстроен текст постов: используются ли подзаголовки, эмоджи, выделения. Каким образом выделена ключевая мысль или спецпредложение - отдельной строчкой, капсом и т.д. Прочитайте посты и отметьте манеру разговора с подписчиками, используют ли конкуренты "голос бренда" - слова, понятные узкому кругу людей.
- Сторис
Узнайте, какими инструментами пользуются конкуренты в сторис - интерактивы, опросы, игры, также смотрите на то, как это все оформляется: фильтры, стикеры. Ну и конечно отмечайте, что снимается - рабочий процесс, до/после и т.д. Для выяснения нужно посмотреть сторис хотя бы неделю, тогда сможете сделать вывод, с какой периодичностью и какие сторис выходят.
4. Как анализировать рекламу?
Понятно, что реклама - дело индивидуальное. Но анализ рекламы конкурентов даст идеи для оффера, картинки, поможет найти полезных блогеров и т.д., а соответственно - избавит от слива бюджета.
- Анализ рекламы у блогеров
Перейдите в раздел отметки аккаунта, и посмотрите, кто за последний месяц отмечал аккаунт конкурента. Какой-то процент отметок будут отзывами, однако если конкурент рекламировался в постах блогера, то эта информация обязательно там останется.
Посмотрите, у какого типа блогеров обычно рекламируются конкуренты, как выглядит сама реклама, какой оффер они используют, и, конечно, какой отклик на рекламу получают конкуренты.
- Анализ рекламных объявлений
Вы можете посмотреть, какие посты продвигают конкуренты. Для этого зайдите в его профиль, нажмите кнопку “Информация об аккаунте”, а далее “Активные объявления”, и откроются все рекламные посты.
Проанализируйте реакцию на рекламу по лайкам, комментариям, и сделайте выводы, какой тип поста будет актуален в Вашей нише.
5. Как анализировать предложение?
Начните с цены. Определите наиболее популярный товар в Вашем сегменте и посмотрите его стоимость у всех конкурентов. Средняя стоимость товара и будет являться рыночной стоимостью.
Но помимо цены, посмотрите условия, которые предлагает конкурент при продаже товара. Сюда относится доставка, упаковка, дополнительные товары и т.д. Клиенты готовы переплачивать за свой комфорт. Поэтому сравните свои условия с конкурентами и внедрите то, чего не достает (не под копирку, естественно).
6. Как анализировать программу лояльности?
Проведение различных акций, распродаж, выдача бонусов - один из способов привлечь внимание или увеличить продажи. Поэтому пролистайте ленту конкурента за последние 3 месяца, посмотрите, как часто он проводит подобное. Обратите внимание, какую реакцию это вызывает, возможно, что ранее под постами, например, про акцию, будет высокая активность, а позже она снизилась. Это значит, что конкурент просто "перекормил" аудиторию.
Также сделайте выводы, как конкурент организует акции, распродажи и т.д., то есть условия, какие товары/услуги чаще всего предлагаются и т.д.
Пример анализа конкурента
В эпоху, когда контент в интернете решает всё, пользователи стараются публиковать, что называется, контент "кто во что горазд". Именно поэтому в качестве примера рассмотрим человека, который как никто способен создавать шумиху на публикуемом материале, а именно - Инстасамку.
На аккаунт девушки подписано более пяти миллионов человек. Говоря об аудитории реп-исполнительницы, то, преимущественно, это девушки. Количество коммерческих аккаунтов тоже приличное — это не очень хорошо. Как правило, такие аккаунты практически никогда не проявляют активность.
Так как Инстасамка в своём новом альбоме, который вышел в ноябре, делала акцент на английский язык, в разделе "языки" можно увидеть, что англоязычной аудитории на странице девушки заметно прибавилось.
Говоря о таких показателях как "вовлечённость" , "активность аудитории" и "подлинность аудитории", то здесь всё не так радужно. С одной стороны, подписчики реп-исполнительницы могли бы быть и поживее, учитывая уровень эпатажа. Это может быть связано с тем, что довольно часто Инстасамка выкладывает в ленту рекламные посты, которые не особо волнуют подписчиков.
С другой стороны, мы говорим о блогере-миллионнике — для аудитории таких размеров вовлечённость у Инстасамки намного выше среднего.
Коротко о главном
Как проводить анализ: с помощью сервисов или вручную - дело Ваше. Наше мнение - использование методов вкупе. Из всех представленных сервисов мы советуем: Livedune и Instahero.
И да, кстати, обратите внимание: нужно учитывать Ваш уровень. Я о том, что если Вы не федеральная компания уровня “М-видео” или “Ozon” (такие наш блог редко читают), то Вы НЕ должны ставить себе цель победить всероссийских монстров. Будьте умнее и ориентируйтесь на своего целевого клиента — не пытайтесь бороться с гигантами.
Упомянутый в статье Instagram (Инстаграм) принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.