Если я скажу "Сделай паузу!..", в Вашей голове всплывёт: "Скушай Twix!" А если скажу, что "Вы этого достойны", большинство женщин (а может и мужчин) сразу вспомнит, о чем речь.
Так работает рекламный слоган. С его помощью можно за несколько секунд рассказать своим клиентам, кто Вы есть, и чем для них полезны. Что такое слоган в общем, я думаю, Вы поняли. А в статье я расскажу, какой он бывает, из чего состоит и самое главное - как Вам его создать.
Не путать термины
В процессе формирования бренда владельцы бизнеса часто путают понятия миссии компании, девиза, уникального торгового предложения (УТП) и слогана. Но важно понимать различия между ними, поэтому кратко пробежимся по сути.
- Миссия. Это философия компании. Формулируется ответами на вопросы: "Зачем Вы работаете (кроме прибыли)? Какие принципы определяют Ваш подход к бизнесу?" и т.д. Миссию часто используют, как идею для слогана;
- Девиз. Этот символ имеет значение скорее для корпоративной культуры и поддержания духа внутри коллектива, чем для рекламного продвижения. Можно сравнить, например, с гимном государства;
- УТП. Помогает людям понять: "Почему нужно выбрать именно Ваш продукт? Какую проблему Вы решите? Какова выгода от сотрудничества?" Без ответов на эти вопросы продвижение невозможно;
- Слоган. Это словесное выражение Вашей миссии, УТП или того и другого вместе. Без их определения создать его невозможно. Это диалог с клиентом, а значит, самый мощный из перечисленных инструментов в продвижении.
Виды слоганов
Единого правильного решения, каким должен быть лучший слоган для любого бизнеса (например, по объему) не существует - все зависит от специфики Вашего бренда и целевой аудитории.
Как правило, слоганы делят на виды: по смыслу и цели; по форме и языковым приемам. Ниже расскажу про виды каждой классификации слоганов и покажу все на примерах известных компаний.
- Классификация по смыслу и цели
Здесь все слоганы делятся на два основных подвида. Рассмотрим каждый подробно.
1. Имиджевые
Отражают миссию, ценности и философию бренда, говорят о компании, а не о покупателях. Их цель - создать образ бренда, завоевать доверие и лояльность клиентов.
2. Товарные
Говорят о продукте, выгодах для клиента, результате, который он получит от покупки. Их цель - стимулировать продажи, подчеркнув УТП или вызвав эмоции.
- Классификация по форме и языковым приемам
Различают пять подвидов слогана по его форме и использованным приёмам.
1. Утверждение
Такой тип может рассказывать о компании, клиенте или уникальном торговом предложении. Важную роль здесь играет способ построения фразы.
2. Вопрос
Эта форма вызывает потребителей на диалог и устанавливает с ними контакт. Вопрос может быть риторическим или построенным по классической схеме "проблема — решение".
3. Обращение
Еще один способ разговора с клиентами - обратиться лично к ним, показать, что Вы знаете об их потребностях, желаниях или проблемах.
4. Игра слов (ирония, юмор)
Это мощный инструмент воздействия на потребителей. Заставив человека улыбнуться, Вы располагаете его к бренду. Главное в этом приеме - знать, какой юмор приемлем для Вашей целевой аудитории, и не превращать игру слов в головоломку.
5. Метафора, гипербола, эмоционально окрашенные слова
Эти приемы, как и юмор, действуют на чувства клиентов, чем пользуются известные бренды.
Из чего состоит слоган
Современные слоганы для бизнеса содержат один или несколько обязательных элементов.
- Миссия и ценности. Нужно понять, какую ценность несет бренд, какова Ваша философия, каких взглядов придерживаетесь. Совпадение миссии может стать сильной точкой соприкосновения с клиентом и расположить его к Вам;
- Выгоды. Продавать нужно не характеристики, а преимущества. Слоган объясняет, чем Вы отличаетесь от подобных компаний, почему нужно выбрать именно Ваш товар или услугу;
- История. Если не можете определиться с УТП, попробуйте использовать в лозунге историю бренда. Расскажите людям, почему Вам нравится заниматься именно этим делом, и чего Вы достигли.
Помните, что задача слогана - подчеркнуть выгоду, рассказать историю или донести ценности, а какие элементы будут в него входить, и сколько их будет - решать уже Вам.
Варианты создания
Если Вы еще не знаете, стоит Вам писать слоган самому или отдать задачу на аутсорс, учтите важный момент: процесс разработки зависит от времени и бюджета. Исходя из этого Вам и нужно выбрать подходящий вариант:
- Конструктор слоганов. Например Логастер, МегаГенератор, Shopify. Чтобы сгенерировать несколько десятков вариантов лозунга, нужно ввести название бренда и сферу деятельности. Минус в том, что рекламная фраза может быть не уникальной;
- Брендинговая компания. Качество сервиса хоть и высокое, но это самый дорогой способ создать лозунг (рекламный - от 5 000, для компании от 50 000, так как проводится комплексный анализ). Подойдет для крупных компаний;
- Копирайтер. Если честно, вариант так себе, потому что копирайтер не будет изучать корни бизнеса и просто предложит красивую фразу. Стоимость такого варианта ниже, чем в агентстве, но и результат может не оправдать Ваши ожидания;
- Самостоятельно. Вы лучше всех знаете свой продукт. Поэтому сами точно придумаете рекламный слоган и не потратите денег. Недостаток этого способа в том, что без подготовки у Вас уйдет довольно много времени.
Как раз для тех, кто решил разработать слоган компании сам, я подготовил инструкцию - она ниже. С её помощью Вы за пять шагов накреативите себе крутой.
Как придумать слоган
И первое, что стоит учесть: в процессе разработки важно определить месседж, который Вы хотите донести до аудитории. А для этого нужно начать с подготовительного шага - сбора сведений.
Шаг 1. Соберите информацию
На этом этапе собирается максимум сведений о Вашем продукте, конкурентах, УТП и целевой аудитории. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
- Какой продукт или услугу Вы продаете?
- Для кого они предназначены?
- Какие проблемы клиентов решают?
- В какие ценности Вы верите?
- Что отличает Вас от конкурентов?
- Почему клиенты выбрали Вас (устройте опрос)?
- Что они чувствовали перед покупкой?
- Что они чувствуют после контакта с Вашим продуктом?
И не стоит пренебрегать этим шагом, так как сбор информации очень важен. Даже перед тем, как придумать слоган для Rolls-Royce "На скорости шестьдесят миль в час самый громкий звук в салоне - тиканье часов", отец рекламы Дэвид Огилви несколько недель изучал характеристики автомобилей.
А в результате продажи Rolls-Royce увеличились на 50%, и сам слоган вошел в историю. Так что, если Вам тоже хочется высокую прибыль, не забывайте о сборе информации.
Шаг 2. Составьте карту ассоциаций
Помните, больше ассоциаций - больше потенциальных идей. Поэтому при разработке рекламного слогана компании готовьтесь выложить все свои идеи.
Для этого возьмите лист бумаги и выпишите несколько десятков слов и фраз, приходящих на ум в связи с Вашим брендом. Причём записывайте даже то, что на первый взгляд не имеет отношения к продукту.
Например, создать рекламу для Лас-Вегаса помогло исследование мнения туристов. По итогу вышло, что главная ассоциация с городом - свобода делать, что хочется, уходить в отрыв. Именно так родилось знаменитое "Все, что происходит в Вегасе, остается в Вегасе".
Шаг 3. Генерируйте варианты
Далее начинайте составлять слоганы для рекламы на основе карты ассоциаций. И не пытайтесь сразу сгенерировать идеальный - просто записывайте все удачные фразы, которые приходят в голову. Смело подключайте к работе коллег, экспериментируйте с основным месседжем лозунга и примерами формы.
Так, во время создания рекламного слогана для бренда California Milk Processor Board решающей стала фраза одной из участниц обсуждения: "Я вспоминаю о молоке, только когда оно заканчивается". После этого родился слоган "Молоко есть?".
Шаг 4. Сокращайте
Теперь можно редактировать результат, но не приступайте к этому сразу. Для начала отберите самые удачные фразы, позже посмотрите на них свежим взглядом. К тому же подумайте, как их можно отредактировать: сократить, сделать более емкими и яркими.
Вот как это вышло при создании слогана для МТV. Сначала копирайтер написала фразу "Им мало рок-н-ролла, им подавай их MTV". Из нее известный рекламист Джордж Лоис сделал "Хочу моё MTV!" и подарил каналу сумасшедшую популярность.
А компания Airbnb использовала в слогане два слова - "Свой повсюду", и этого хватило, чтобы потенциальные клиенты понимали - они будут чувствовать себя как дома в любой точке мира.
Еще один пример - лозунг-мотиватор Adidas "Невозможное возможно". Он отсылает к эмоциям, вселяет надежду и обещает, что Вы преодолеете любые преграды и достигнете целей.
Шаг 5. Протестируйте
Когда слоган готов, его можно тестировать перед запуском рекламной кампании. Так Вы узнаете, заставляет ли он покупать. Для этого можете пойти разными путями:
- Покажите слоган друзьям и знакомым;
- Протестируйте на фокус-группе;
- Устройте опрос в соцсетях.
И напоследок Вам совет - сохраните все результаты мозгового штурма. Так как финальные варианты, которые не стали слоганом, можно использовать в качестве постов в соцсетях, заголовков статей в блоге и т.д.
Главные фишки рекламных слоганов
Советую запомнить, что краткость, честность, информативность и единство образа отличают любой слоган. И ниже я расскажу Вам об этих крутых фишках на примере известных брендов.
1. Сочетаемость с логотипом
Слоган и логотип - как инь и янь: в идеале они составляют части единого целого и дополняют друг друга. Фактически это двойное воздействие на сознание клиентов.
То есть лого, как дополнительный элемент узнавания, подкрепляет результат работы лозунга и в итоге повышает эффективность рекламной кампании.
Пример: Позитивный лозунг Nike "Просто сделай это" неразрывно связан с изображением фирменной галочки - логотипа бренда. То есть эмблема передает динамику и силу, а слоган дополняет ее, призывая действовать и достигать результатов.
Другой пример - слоган Apple "Думай иначе". Он с самого начала использовался как текст, сопровождающий логотип. И хотя компания уже давно не использует эту фразу, она прочно закрепилась в умах людей: надкушенное яблоко ассоциируется с особым статусом.
2. Капля юмора
Юмор объединяет, настраивает на одну волну, вызывает доверие и хорошо запоминается. Так что подумайте, уместно ли для Вашего бренда использовать шутки, игру слов или аллитерации, и если да, смело применяйте эту фишку.
Пример: Прикольные яркие слоганы часто становятся вирусными. Именно благодаря этому "ушли в народ" смешные рекламные фразы, например, компании M&Ms.
3. Честность
Естественно, привирать в своем слогане - дело последнее. Ведь если содержание не соответствует действительности, потребители не станут Вам доверять. Поэтому все факты в рекламной фразе должны быть объективными.
Пример: Даже если Вы используете красивые, но пустые элементы вроде "лучший" или "№1", делайте это, как компания Carlsberg, заявляющая, что производит "Пожалуй, лучшее пиво в мире".
Ошибки в создании слогана
И вроде бы всё прекрасно, всё разобрали по полочкам, но тем не менее многие продолжают совершать одни и те же ошибки при создании слогана. Поэтому давайте их кратко обозначим:
- При разработке слогана неприемлема надменная позиция. Она предусматривает отношение к потребителю в стиле «вы такие неопытные, но мы вам поможем»;
- Разработка фразы «для всех», без учета вкусов конкретных потребителей. Главный секрет успешной рекламы — индивидуальный подход. Важно попасть в цель, а не угодить всем;
- «Нагромождение» преимуществ. Лучший дизайн, самая быстрая скорость, срок службы 100 лет и гарантия на всю жизнь — такое количество бонусов всегда выглядит подозрительно;
- Стремление выделиться в ущерб правдивости. Намеренное принижение конкурентов и желание выиграть на их фоне;
- Использование юмора, непонятного целевый пользователям — шокирующего, неуместного. Например, употребление молодежного сленга в рекламе квартала элитной недвижимости. Большинство потенциальных покупателей этого сегмента — солидные люди, а не тинейджеры.
Коротко о главном
Напоследок, ловите бонус - три совета для яркого и запоминающегося слогана. И кто знает, может Ваш лозунг войдет в историю.
- Позиционируйте. Определитесь с самопозиционированием. Помните, что не ответив на вопросы о ценностях, целевой аудитории и уникальном товарном предложении, Вы не создадите эффективный лозунг;
- Миксуйте. Не бойтесь смешивать несколько видов слоганов в одном. Единственного верного способа не существует. Главное, чтобы он давал представление о Вашем бизнесе и сообщал потенциальным клиентам, что Вы предлагаете;
- Примеряйте. Берите пример с конкурентов и топ-брендов. Изучите, какие идеи для слогана они предлагают, разберите их на составляющие. Подумайте, какие приемы Вы можете применить, что нового привнести.
В огромном инфопотоке сегодня очень важно намозолить потребителю глаза так, чтобы он при всем желании о Вас не забывал. И помните, слоган для компании должен рассказать о бизнесе в нескольких словах. При этом важно, чтобы он был уникальным и информативным.
Здорово, профессионально, очень познавательно, спасибо!
???
Исчерпывающий материал! Спасибо